САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Старые сказы на новый лад

В Перми представили современные фантазии на темы Бажова

new Бажоff
new Бажоff

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

В "Центре городской культуры" работает выставка «Новая малахитовая шкатулка». Это панорама обращения к творчеству Павла Бажова в наши дни, опыт нестандартного прочтения его сказов и даже попытка поиска таинственных существ, сошедших с его страниц в реальности XXI столетия...

Бажов от бильжо

От некоторых экспонатов, вроде объекта Марии Плаксиной "Полкан уральского леса", берет оторопь. С другой стороны, здесь представлены и экземпляры сувенирной продукции с использованием бажовских образов, что интересно с точки зрения поощрения туристической привлекательности, основанной на наследии «гения места».

Здесь не только неканонические портреты Бажова, но и другие порождения буйной фантазии художников, которых нет на страницах писателя, однако навеянные его творчеством: челотагры, стомаки, даблоиды, индрики, «ихтиандр Ботанического района», даже некие "живущие в хоботе"...

Любители толкиновского Средиземья по достоинству оценят карты ареалов обитания этих и других мифических существ, обозначенные на стилизованной карте Урала (работа Леонида Тишкова).

С разнообразными картинами, коллажами, комиксами, видеоартом соседствуют тексты новых сказов, вышедших из-под пера Старика Б. У. Кашкина, Вячеслава Курицына, Андрея Козлова, художников Олега Бухарова, Андрея Баландина и других авторов.

фантастические твари и их места

"Новая малахитовая шкатулка" была стержнем первого "Бажов-феста", прошедшего в Екатеринбурге летом 2016 года и посвященного 80-летию первой публикации знаменитых сказов писателя.


Первые четыре сказа, положившие начало сборнику “Малахитовая шкатулка”, появились в печати в конце 1936 года.


двойной портрет_Хозяйка медной горы

Веря куратору выставки, художественному руководителю "Бажов-феста" Александру Шабурову, замысел возник из чувства... противоречия.

Едучи как-то по улице, я увидел большую афишу: Анджелина Джоли в фильме «Малефисента». Я подумал, кого же она мне так сильно напоминает?! Думал-думал и догадался - это же один в один Хозяйка Медной горы! — рассказывает художник. — Следом логично возник следующий вопрос: американцы распространяют свою глобалистскую культуру на весь мир, а мы почему не эксплуатируем собственные мифы, в том числе региональные?! Почему Свердловская киностудия не заполонила все экраны блокбастерами типа «Властелина Рифейских гор»?! Перечитав Бажова, я убедился это наш уральский Гомер, Кастанеда и Гиляровский в одном лице. Не только создавший свою самобытную художественную "вселенную", не уступающую Толкину или Маркесу, но и сделавший это неповторимым языком, основанным на местном говоре.

Традиции визуальной интерпретации уральских мифов сложились в 60—70-е годы. Позднее эти образы лишь повторялись и множились: персонажи изображались в одинаковых валенках и тулупах (или косынках и передниках) на фоне типичных пейзажей.

Переосмыслить Бажова, перенести его героев в наши дни или по-иному актуализировать никто не пытался, - напоминает Шабуров. — Мир невидимых обычным взором инфернальных существ и экстраординарных рукотворных творений стал приевшимся клише. Нашей целью стал сбор новых мифов, уже городских, арт-этнография и арт-картография.

куда ползёт полоз

Основным приемом построения стал парадокс, неожиданное сопоставление несоединимых предметов и явлений.


Можно ли в художественном мире Бажова развернуть действие компьютерной игры? Есть ли общее у иных его героев с пресловутыми «рептилоидами»? Какой могла бы быть встреча Бажова... с Борисом Ельциным?


Полкан

На приглашение инициатора откликнулись не только земляки-свердловчане, пермяки и иные уральцы; вдохновение со страниц Бажова почерпнули актуалисты из Москвы, Петербурга, Твери, Новосибирска, Красноярска, Омска. Среди них и известные и за рубежом Александр Флоренский, Владимир Дубосарский, "Синие носы» и некоторые другие, всего более шестидесяти художников и объединений.

Одновременно, считает куратор «Шкатулки», обогащение образами фольклора и региональной мифологии послужит обновлению и самого современного искусства.

Данью уважения прошлому стали стенды с работами одного из классиков иллюстрации, народного художника РФ Виталия Воловича.

Выставку, организованную с участием Уральского филиала РОСИЗО — Государственного центра современного искусства, можно посетить до 5 февраля включительно. Вход на нее свободный.

Ссылки по теме:

Объявлены лауреаты премии Бажова — 27.01.2017

Трещины на шкатулке — 23.01.2015

Писатели Урала в автографах и фотографиях — 07.08.2015