Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Платье-Марины-Цветаевой-на-выставке-Писатель,-мода-и-стиль

А перстни — раздарила… Выставка «Писатель, мода и стиль»

Гослитмузей представил на Зубовском бульваре путеводитель по стилю русских классиков

Текст: Инга Бугулова
Фото: rg.ru

Даже если перед человеком, не слишком-то увлеченным русской литературой, одновременно выложить котелок Достоевского, косоворотку Блока и ботинки Маяковского, он ощутит подобие священного трепета. А теперь представьте,


что чувствует посетитель выставки «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль», на которой собраны личные вещи не трех и даже не десяти, а сразу 24 классиков.


В основном предметы гардероба, но наравне — то, без чего их представить невозможно — письменные принадлежности.

— Лев Николаевич на протяжении жизни к моде относился по-разному: от стильного молодого человека до уверенности, уже в преклонных годах, что одежда должна быть проста и удобна в носке. Тут он все-таки немного лукавил, граф всегда оставался графом, — рассказывает автор идеи выставки, директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.

Ходил босым, говорите? Вот, пожалуйста, сапоги, а вот и домашние тапочки — высокие, мягкие, в клеточку.


Поклонники Burberry закусили бы губу: фирменную расцветку бренда автор «Войны и мира» носил задолго до них!


А еще он продвинутый пользователь «гаджетов» — вряд ли у кого-то еще в то время была ручка с подсветкой или самозатачивающийся карандаш…

Развенчание стереотипов о внешнем облике писателей — одна из целей, которую преследовали в ГМИРЛИ имени Даля.

Нам часто кажется, что с бородкой, пенсне и бабочкой Чехов родился, но это совсем не так: пенсне писатель начал носить только в 38 лет, а до того как у него появились средства, он, как и многие, носил один и тот же несчастный костюмчик, — говорит куратор Эрнест Орлов, указывая на витрину. В ней уже признаки состоятельности — белый в голубой горошек галстук, купленный Антоном Павловичем в Париже, рядом блестят изящные запонки.

А вот список «последнего поэта деревни» (рукопись стихотворения тут же) с пометкой «обязательно сделать»: отдать в чистку два костюма, в починку — смокинг, привести в порядок чемодан, заказать шелковую черную рубашку. Из личных вещей Сергея Есенина показаны домашние тапочки — точь в точь как у Маяковского, только размер поменьше, а из «народного» — лишь пара расшитых красными цветами манжет.

Авторы видео: Алексей Петров, Рамиля Туктарова/РГ

Есть здесь и желтый хитон Максимилиана Волошина (на популярный вопрос современников — носил ли он под ним штаны, поэт отвечает сам, читайте таблички), и трость Андрея Белого, и английский воротничок Горького, и огромная чернильница в виде жемчужины Гончарова, и монокль Булгакова, и зонт Лескова, и стереоскоп Леонида Андреева

Но мужским гардеробом дело не ограничивается.


Буквально друг напротив друга расположились платья Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.


В подлинности серого сарафана с пуговками на лифе сомневаться не приходится — рядом знаменитое фото, где Цветаева с дочерью именно в нем. А еще, говорят, поэтесса очень любила перстни, но в витрине — ни одного.

— Это принципиально, ведь она очень легко с ними расставалась. Сколько она колец с руки раздарила в знак признательности! — подчеркивает Эрнест Орлов. Зато можно полюбоваться янтарным ожерельем и незамысловатыми клипсами.

Ахматова — силуэт, скорее, античный. Прямое черное платье, сверху на одно плечо наброшена светлая кашемировая шаль. Лежат бусы-четки.

Подлинность предметов писательского гардероба подтверждают фото, где писатели в них запечатлены. Фото: ГМИРЛИ имени В. И. Даля

Подлинность предметов писательского гардероба подтверждают фото, где писатели в них запечатлены/Фото: ГМИРЛИ имени В. И. Даля

На втором этаже выставка переходит в более комичный формат: среди ярких стен можно улыбнуться карикатурам на писателей, а то и в голос посмеяться, прочитав нелицеприятные отзывы классиков друг о друге или воспоминания. Это уже пространство, где они будто сами между собой переговариваются, а ты словно ненароком подслушал.

Казалось бы, куда уж больше, но «От Толстого до Толстого» еще будет дополняться. В ноябре к выставке добавится зал, посвященный еще одному модному веянию — писательскому халату.

Выставка открыта с 16 октября по 15 декабря в доходном доме Любощинских-Вернадских. По средам и четвергам вход с 11.00 до 21.00, в остальные дни недели (кроме понедельника — выходной) — с 11.00 до 18.00. Цена билета — 200 рублей.

Оригинал статьи: «Российская газета»

01.11.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Литературные музеи›:

Подписка на новости в Все города Подписаться
Нонфикшен2019

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ