САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литературное обозрение периодики

Обзор сетевых и бумажных изданий: конец декабря — начало января

Литературное обозрение периодики
Литературное обозрение периодики

Текст: Борис Кутенков

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Борис Кутенков

Сетевые и бумажные издания подводят литературные и книжные итоги года (первые, разумеется, оказались более оперативными).


«Горький»


литобзор
рассказал, что читать на новогодних праздниках  (рекомендации — от Апулея до Астрид Линдгрен) и выбрал лучшие тексты портала за 2017-й  (опросы о практиках чтения различных социальных групп, важнейшие высказывания Егора Летова, фрагменты из писем Бориса Успенского и Юрия Лотмана и др.). Наиболее ответственно к делу подошла


Colta


кольта-литобзор

— кроме развёрнутого

литобзор
и Гандлевского, а не на фоне соседей по двору, выдающих такие «кишки» версификации: «Вокруг бессмысленные ***** обоих полов, а / Из обломков облаков Бог и боеголовка!» По поводу же «боязни реальности» и её отражения: похоже, люди предпочитают пресловутую «жизненную правду», пусть выраженную донельзя банально и, как принято говорить на плохих литстудиях, «трогательно», сложности художественного текста.

Андрей Василевский продолжает любимую тему переизбытка информации и редакторского переутомления, а Евгению Вежлян по-прежнему занимает трансформация культурного восприятия в связи с влиянием соцсетей. «…очень может быть, что литературная конструкция «расползлась» исключительно из-за общего инфраструктурного и институционального кризиса, поразившего российскую экономику и российское общество, и если бы у нас были мощная книжная индустрия, развитый рынок, то картина не зависела бы настолько от фактора социальных сетей и выглядела бы как-то иначе. Но тем интереснее».


Лиterraтура


литобзор
претерпевшая в начале года серьёзные редакционные изменения, публикует в предновогоднем номере первую часть опроса о литературных итогах года. Александр Чанцев: «книги ПВО [Пелевина Виктора Олеговича] в силу своей регулярной ежегодности всё больше мигрируют от традиционного романа («Чапаев и Пустота») к какому-то новому жанру с сильными чертами поста-отчёта об остроактуальном. Возможно, это не только тенденция для статей литературоведов на тему жанровых метаморфоз романной формы, но и то, что мы будем читать в ближайшем будущем. В конце концов, примерно так же уже не первую пятилетку пишут Коупленд и Паланик, Бегбедер и Уэльбек...» «Год, когда в очередной раз посредине необходимого прочитывания не успеваешь прочесть и малой доли книжных новинок, хочется назвать хорошим. <…> И то, что я совершенно очевидным образом многое не прочёл, не назвал или попросту сейчас забыл, свидетельствует о преждевременности созыва на поминки».


На Rara Avis


литобзор
рассказывают  постоянные авторы портала - Фазир Муалим, Владимир Березин, Максим Алпатов, главный редактор Алёна Бондарева и др. Алёна Бондарева: «Что касается книжных впечатлений, то их вообще было немного. Зато комиксисты радовали стабильно. Например, в 2017-м появился первый отечественный комикс об инклюзии «Я - слон!» Владимира Рудака и Лены Ужиновой, тут же вошедший в Международный каталог «Белые вороны». Перевели и блистательного «Корто Мальтезе» Уго Пратта, приключенческий роман про лихого, но справедливого пирата, любящего на досуге полистать что-нибудь вроде «Моби Дика». Напечатали по-русски и комикс-пособие Эдварда Росса «Как устроено кино», рассказывающий не столько о структуре индустрии, сколько о её текущих проблемах. Вышел у нас и комикс, сделанный Жан-Давидом Морваном и Домеником Бертаем на основе биографии и фотографий Роберта Капы. Альбом называется «Высадка союзников в Нормандии: Пляж «ОМАХА», 6 июня 1944». И это тоже любопытный пример доходчивого повествования. Ведь всё масштабное так или иначе складывается из частного».


«Дружба народов»


(содержание и ссылка на заказ номера доступны в Сети) расспросила писателей

литобзор
, ни Саши Соколова, ни Андрея Белого и набоковского «Дара». Писали (да и продолжают, в основном, писать) одинаково, неотличимо друг от друга и без особых затей. И вдруг сразу и в премиальные списки, и в поле зрения критики попадают «Соколиный рубеж» Сергея Самсонова и «Убить Бобрыкина» Александры Николаенко. Не сказать, что взаимопроникновение прозы и стиха такое уж новое явление для русской литературы, но и в XXI веке оно не перестаёт быть экспериментом».


Журнал «Знамя»


литобзор
предложил писателям поразмышлять над тем, как изменится отечественная литература в ближайшие годы и какие формы и смыслы будут в ней наиболее востребованы. Никита Елисеев подробно рассказывает, почему продолжится «примитивизация литературы» и каковы её симптомы, щедро иллюстрируя примерами. Евгений Ермолин пишет о трансформациях литературы в «информационном океане Интернета». Анна Жучкова - о «необходимости усвоения уроков прошлого» и «обращения к личности», уверяя, что «смыслы будут востребованы». Неутешительно отражение в «зеркале», представленном Еленой Иваницкой: «Серьёзная литература дышит, но отравленным воздухом, в который пущен идеологический газ. Пытается ли сопротивляться? Да. А как? Во-первых, с помощью жанра антиутопии…» По обыкновению апокалиптичен Роман Сенчин: «Поэт, как известно, мятежный, он ищет бури. Правда, нынешние что-то не ищут. Тихие, скромные, усилители на полную мощность надо включать, чтоб слышно было, что читают…» Внутренняя буря поэта понимается прозаиком своеобразно - как усилитель микрофона: остаётся, судя по всему, только призвать всех поэтов на слэм. А чтобы считать поэтов «тихими и скромными», видимо, надо отсутствовать в фейсбуке и совсем игнорировать литературное закулисье.

Публикация Андреем Крамаренко  неизвестных стихов Бориса Слуцкого (о которых мы писали в предыдущем обзоре) состоялась и в 12-м номере «Знамени». Целый блок материалов о Слуцком представляет и «Иерусалимский журнал».

Иерусалимский-журнал-литобзор
среди респондентов - Алексей Алёхин, Олеся Николаева, Ефим Бершин и др. Илья Фаликов представляет главу из будущей ЖЗЛовской книги о Слуцком.

Из других литературоведческих материалов: Владимир Коркунов в 1-м номере «Знамени» продолжает публикацию 

Цветаева-и-Тарковский-литобзор
. «Почему? Да потому, что из этого стихотворения, как живая, со всеми своими повадками и приметами встает Марина Цветаева. Попробую проследить ее присутствие в стихотворении построчно… Итак, начало: «Свиданий наших каждое мгновенье / Мы праздновали, как богоявленье…» Тарковский и Цветаева очень ценили каждый момент встреч, ибо эти встречи не могли быть частыми. Арсений Александрович во втором браке жил с женой в Москве, Марина Ивановна с сыном жила в подмосковном Голицыно. Далее…» На ФБ - отклик поэта и критика Константина Комарова  на статью Доброницкой: «"Первые свидания" посвящены Цветаевой?.. Сомнительно. Очень сомнительно. Гипотеза хлипкая, аргументация почти нулевая, любительская, сплошь натяжки, додумки, подвёрстывания и абстракции. Но вообще - красивая пара, конечно...» Ирина Винокурова пишет об истории публикации и книги Нины Берберовой «Курсив мой», а учитель словесности, кандидат педагогических наук Лев Айзерман  размышляет о причинах сегодняшнего невосприятия школьниками «Войны и мира». «Тут мы подошли к одной из краеугольных проблем современной нашей жизни. Я называю ее приватизацией. Естественно, употребляю это слово не в точном и узком экономическом его смысле, а как метафору всей нашей нынешней жизни. Я говорю о всеобщей, массовой, тотальной приватизации всей нашей жизни - строя чувств, характера интереса и стремлений, желаний, жизненных ориентиров, психологии и философии. Все перемещается в сторону своего, личного, частного, негосударственного и необщественного. <…> Но эта переориентация привела и к таким тяжелейшим испытаниям, к таким деформациям, к таким нравственным потерям, что порой становится страшно. И все трудности современной школьной жизни состоят прежде всего в том, что нужно решить мучительную задачу: как провести своих учеников (и себя, естественно) между Сциллой обуздания личности и нивелирования ее и Харибдой хищной разнузданности, безразличия к окружающим и судьбе своей страны…»

И закончим тремя замечательными, в чём-то перекликающимися стихотворными подборками. Юрий Казарин («Арион») продолжает работать в жанре лапидарной метафизической элегии, где Бог (Он же истина) кроется в деталях пейзажа:

Словно в ад, а может, в рай

муравейник льется, льется

красной жизнью через край.

Словно зеркало колодца

ищет бога… Бог проснётся —

умирай не умирай.

Елена Лапшина («Дружба народов», № 12), чьё большое избранное сейчас готовится к изданию, исследует амбивалентные проявления бытия, срастающиеся в принятии и боли, и света:

Говоришь: дурачок, червячок,

человечек, пескарик, сверчок,

будь покоен, стручок, будь здоров —

Я даю тебе пищу и кров.

Ты во Мне, Я в тебе — не дури,

забери Меня ты, забери.

Эту боль, этот свет изнутри —

всё бери!

В том же номере «Дружбы народов» — Дмитрий Румянцев, в стихах которого призыв «давай писать чтоб получился свет» становится манифестацией самоубеждения и движения к смирению (от мелочей — «заведи кормушку на окне» — до зеркального именования жизни как «очень доброй, самой лучшей»). В итоге — вера в слово, действительно наполняющая не только эти стихи светом, но и создающая новую, «оборотную реальность».

заведи кормушку на окне

пусть тебе друзьями станут птицы

к очагу летящие извне

щебета небесные криницы

тёплые у Господа глаза

да и сам ты знаешь этот танец

залетавший часто, где нельзя

впрочем, добродушный францисканец

свистнет снегириха — напоит

из колодца зимнего сиянья

пусть же ты в своём самостояньи

так стоишь, как в чаще скит стоит

словно тебе небо пред-стоит