Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
свидетельские показания

На Пушкинском фестивале показывают современную драму

На ХХVI Всероссийском Пушкинском театральном фестивале, что проходит в эти дни в Пскове, показывают спектакли не только по произведениям Пушкина

Текст: Светлана Мазурова/РГ, Санкт-Петербург — Псков
Фото: Андрей Кокшаров/предоставлены организаторами фестиваля

В программе «Современный писатель на современной сцене» представлено три спектакля — по произведениям прозаика (Дмитрий Данилов), поэта (Елена Шварц), драматурга (Олег Михайлов). Эти писательские ипостаси были одинаково подвластны Пушкину.

О нашем равнодушии

«Театр на крыше» из Красноярска, независимый творческий проект, привез в Псков спектакль «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова. Это первая постановка пьесы, осуществил ее петербургский режиссер Семен Александровский. И третья по счету пьеса писателя («Человек из Подольска», «Сережа очень тупой»).


За «Человека из Подольска» Данилов получил «Золотую маску» в номинации «Лучший драматург», сегодня пьеса поставлена более чем в 20 городах России, в ближнем и дальнем зарубежье.


Спектакль «Свидетельские показания» о нашем равнодушии, жестокости людей. Человек выбросился из окна. Самоубийство молодого, успешного. Почему? Что случилось? Он жил среди людей, были соседи, девушка, коллеги по работе, одноклассники. Никто ничего не знает. «Ничего не могу о нем сказать», — все как один. «Нет, не общались, не дружили», «Не очень понятный был человек», «Обычный парень. Спокойный, не агрессивный».

свидетельские показания Артисты — их четверо — находятся прямо среди публики, по очереди встают и рассказывают о погибшем, выступая в роли свидетелей. Герой-фантом, мы не видим его, на сцене он не появляется. Не видим и следователя, ведущего дело, который допрашивает тех, кто знал парня.

«Конструирование образа в его отсутствие — это такое увлекательное исследование, — отметил режиссер. — Пьеса Данилова — просто подарок! Главная тема здесь — то, как мы воспринимаем другого человека, как работает наше воображение. Облик отсутствующего главного героя формируется через показания знакомых с ним людей. И то, что они о нем говорят, в большей степени говорит о них самих, чем об этом человеке».

Спектакль поставили летом прошлого года, играли его действительно на крыше, под открытым небом, начинали на закате солнца, заканчивали уже в темноте (такая задумка). Участвуют в нем актеры Красноярского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Постановку возили на фестивали, играли на разных площадках. В Пскове ее сыграли в Приказных палатах Кремля.

Дмитрий ДаниловДмитрий Данилов, впервые смотревший «Свидетельские показания», рассказал:

— До недавнего времени я был совсем не театральным человеком, да и сейчас не могу сказать, что хорошо разбираюсь в театре. До 2016 года писал прозу и стихи, и вот захотелось освоить новую для себя территорию. Меня увлек пример моих друзей Андрея Родионова и Кати Троепольской, которые буквально на моих глазах стали известными драматургами. Я увидел, что современный театр — это очень интересный, бурлящий мир, и мне захотелось в этом поучаствовать. Мою первую пьесу, «Человек из Подольска», поставил ушедший от нас в прошлом году Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.doc, идеолог движения «Новая драма». С этого все и началось. Пьесу «Свидетельские показания» я тоже сначала отправил Михаилу Юрьевичу, она ему понравилась, были планы ее постановки в Театре.doc, но осуществить их он не успел. И первой постановкой оказался спектакль «Театра на крыше» в Красноярске. К режиссерским решениям, связанным с отклонениями от авторского текста, я отношусь нормально, если, конечно, не происходит обессмысливания изначального замысла. Не требую, чтобы мой текст воспроизводился в спектакле слово в слово. Из всех постановок моих пьес, которые я видел, пока только одна вызвала у меня некоторое недоумение, не буду говорить, какая именно, это не так важно.

Премия или дочь?

И еще один суицид молодого человека.

На фестивале состоялась премьера Псковского театра драмы имени А. С. Пушкина «Гробница малыша Тутанхамона» по пьесе молодого американского автора Оливии Дюфо. Это первая постановка в России и в Европе пьесы драматурга, известного еще и как автор сценария телесериала «Проповедник» («Пастырь»). Впервые «Гробницу» поставили в 2016 году в Нью-Йорке, в театре Clubbed Thumb.

Псковский спектакль родился как эскиз на прошлом Пушкинском фестивале в рамках лаборатории «Маленькие трагедии (и комедии) XXI века». Постановка и художественное оформление Елизаветы Бондарь. Ее спектакли идут в московской «Практике», Красноярском театре оперы и балета, Новосибирском театре музыкальной комедии, Русском театре Эстонии.

гробница спектакль

Перед показом генеральный продюсер Пушкинского фестиваля и художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев обратился к зрителям:

— То, что вы увидите, это не попса, не «развлекуха», здесь нужно думать, чувствовать, нужно успевать за мыслями автора. Надеемся, спектакль не оставит вас равнодушными.

Художница Джейн Хейли работает круглые сутки, не обращая внимания на жизнь вокруг, на семью, 16-летнюю дочь с ее подростковыми проблемами. Дочкой она недовольна. «А мамы всегда видят в дочерях только плохое». Однажды в жизни Джейн происходят два важных события. Ее номинируют на самую престижную премию для авторов комиксов в Новой Англии, о которой она мечтает. В тот же день она теряет свою единственную дочь — произошло самоубийство. Похоронами занимается отчим девочки. А Джейн продолжает рисовать и собирается на важное для нее собеседование с гуру комиксов. Бесчувственная? Закрывается от реальности?

По словам режиссера, нам показали совершенно новое произведение, не тот эскиз, который был вначале. В оригинале нет Ленина, Сталина и Гитлера, а здесь есть — окарикатуренные. Текст пьесы претерпел изменения, добавили шуток, убрали мат. Правда, бранной лексики тут немало, но, как сказано в программке, это «только те слова и выражения, которые не запрещены к публичному исполнению законами Российской Федерации».

КСТАТИ
Спектакль «Свидетельские показания» вошел в лонг-лист лучших спектаклей России Национальной театральной премии «Золотая маска» и стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» (26 февраля).

Спектакль «Гробница малыша Тутанхамона» покажут 2 марта в Петербурге на Новой сцене Александринского театра — в рамках офф-программы театральной премии для молодых «Прорыв».

14.02.2019

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Фестивали›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ