САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Школа искусств — юным художникам и дизайнерам

40 уроков от британских дизайнеров

Отрывок из книги «Школа искусств. 40 уроков для юных художников и дизайнеров» Тила Триггса и Дэниела Фроста предоставлен издательством «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Дорогой ученик, мы очень рады, что ты пришёл в нашу Школу искусств, и готовы познакомить тебя с основами изобразительного искусства и дизайна.

Мы, пять твоих учителей, с удовольствием делали эту книжку и надеемся, что учёба доставит тебе много радости и даст новые знания. Наши уроки будут проходить в классах-студиях. У нас самые творческие классные комнаты в мире! Вместе мы не только выучим азбуку искусства (правила, по которым созданы почти все картины, скульптуры и окружающие нас предметы), но и научимся применять полученные знания за пределами Школы. Мы верим, что искусство и дизайн могут изменить наши взгляды на жизнь.

Каждый профессор ведёт занятия в собственной студии. Там ты сможешь применить новые знания на практике. И раз уж ты наш ученик, по окончании курса тебе предстоит принять участие в ежегодной выставке Школы искусств, на которую съезжаются посетители со всего мира. Для выставки ты можешь создать картину, скульптуру, плакат или трёхмерный дизайнерский объект. Используй бумагу, картон, краски, пластилин, глину, ткань, бисер, природные материалы — всё, что есть под рукой. Посетители оценят и виртуальные произведения, созданные на компьютере.

Учись, твори, выдумывай, пробуй!

Как проходят занятия в Школе искусств?

Ты можешь подумать, что Школа искусств похожа на обычную школу. Но это совсем не так! Наши уроки отличаются от занятий, на которых ты бывал раньше. Они наполнены энергией творчества, поэтому к нам съезжаются ученики со всего мира. Нам нравится экспериментировать и рисковать — делать то, чего мы не делали раньше. И мы хотим, чтобы ты присоединился к нам!

В нашей школе искусство обретает множество форм. Это керамика, скульптура, картины, украшения, одежда, текстиль, книги, комиксы, графический, звуковой и, конечно, промышленный дизайн — то, что делает повседневные вещи, от зубной щётки до телевизора, удобными и красивыми. А ещё мы расскажем тебе о том, как искусство и дизайн влияют на нашу жизнь.

Умение рисовать очень важно. Оно позволяет взглянуть на мир по-новому. Поэтому мы будем много рисовать. Заведи специальный блокнот для зарисовок — скетчбук. С его помощью ты сможешь воплотить на бумаге свои задумки и найти лучшее решение творческой задачи. А наши уроки тебе в этом помогут.

Каждый урок содержит практическое задание, выполнив которое, ты закрепишь полученные знания. Смелее: в нашей Школе нет правильных или неправильных решений! Используй задания как возможность сделать то, чего не делал раньше, и экспериментируй с новыми идеями, о которых ты только что узнал.

Ты на пороге удивительного путешествия!

Базовые элементы искусства и дизайна

В первом триместре ты узнаешь об основных, или базовых, элементах искусства и дизайна. Что они собой представляют и для чего нужны?

Представь себе мир, в котором предметы не имеют формы. А если бы всё вокруг было чёрно-белым? Или плоским?

Дизайн — вокруг нас. Выгляни в окно: что ты видишь? Если живёшь в городе, то, скорее всего, дорогу и автомобили, а ещё — высокие здания. Почти всё в городе устроено так, чтобы людям нравилось в нём жить и работать. Поэтому задача дизайнера — не только придумать, как выглядит та или иная вещь, но и убедиться, что она полезна и удобна.

За городом ты видишь вокруг себя естественный дизайн, автор которого — сама природа. Например, круги на поверхности пенька говорят о возрасте срубленного дерева, узоры на крыльях бабочки, порхающей с цветка на цветок, помогают ей сливаться с окружающей средой, а спиральная раковина защищает улитку от хищников. Природа — не только талантливый художник, но и продуманная система, в которой всё — живое и неживое — взаимодействует. Например, почва, вода и свет способствуют росту растений, а растения насыщают воздух кислородом, которым дышат животные и люди.

Стоит понять, из каких элементов состоят естественная (то есть природная) и искусственная (созданная человеком) среда, и ты сможешь использовать эти элементы для создания собственных произведений искусства. Основными элементами искусства и дизайна художники считают линии, геометрические фигуры, пространство, цвет и текстуру. Сравнивая и сочетая их, мы придумываем что-нибудь новое и определяем, как это новое должно выглядеть и для чего служить. Дизайн может влиять и на поведение человека: например, пешеходная зебра заставляет водителей снижать скорость, а разметка на футбольном поле — соблюдать правила игры.

На первых уроках в Школе искусств мы познакомим тебя с основными элементами искусства и дизайна и расскажем, как они работают. Профессор Фантазия с помощью обычной верёвки объяснит, что такое линия и какой она может быть. Профессор Основа покажет, как превратить двухмерную фигуру в трёхмерную. В оранжерее профессора Мира ты узнаешь о тенях, текстурах, штриховке и паттернах, а также о том, где они встречаются в природе. Посмотрим, сможешь ли ты найти профессора Основу, спрятавшегося за кустом!

Наши рисунки оживут, когда профессор Впечатление объяснит, как показать движение.

Присоединяйся к нашим экспериментам!

Последние уроки триместра мы посвятим одному из самых важных элементов дизайна — цвету. Вместе с профессором Технологией ты нарисуешь цветовой круг и, вооружившись кисточками и красками, будешь смешивать цвета, делая их темнее, светлее или ярче. Ты познакомишься с аналогичными и дополняющими цветами и узнаешь, что будет, если смотреть на определённые цвета слишком долго. Напоследок профессор Впечатление объяснит, как разные цвета и их сочетания влияют на наше настроение.

Итак, переворачиваем страничку. Начинаем!

УРОК 1

Что такое точка и линия?

В первый учебный день все профессора собрались вместе, чтобы подготовиться к началу занятий.

— Давайте сразу расставим все точки над «i», — сказала профессор Фантазия и добавила: — Кстати, а что такое точка?

Профессор Основа потянулся и снял с крючка на потолке крохотный кружок.

— Вот она — точка. Точка получается, когда коснёшься карандашом бумаги. Р-раз!

— Однако, — вмешалась профессор Технология, — если продолжить движение в любую сторону, не отрывая карандаш от бумаги, получится линия.

— Верно! — согласилась профессор Фантазия. — Линия состоит из множества точек, расположенных очень близко друг к другу.

ЗАДАНИЕ

Возьми фломастер.

Нарисуй линию из точек, находящихся близко друг к другу, словно бусины на нитке. Затем нарисуй две точки и соедини их сначала прямой линией, а потом кривой.

Урок 1

УРОК 2

Какие бывают линии?

Профессор Фантазия попросила профессора Основу взять верёвку за один конец, а профессора Технологию — за другой и натянуть её. Получилась прямая линия. Затем профессор Фантазия объяснила:

— Если расстояние между двумя точками самое короткое из возможных, линия будет прямой.

Затем профессор Фантазия ловко подпрыгнула и, точно канатоходец, опустилась на верёвку. Под её весом верёвка провисла и образовала дугу. С трудом удерживая равновесие, профессор Фантазия обратилась к собравшимся:

— Кривая линия похожа на изогнутую верёвку, которая отклонилась от первоначального положения.

ЗАДАНИЕ

Воткни в пробковую доску две канцелярские кнопки. Натяни между ними две нитки: одну сильно, чтобы показать прямую линию, а другую слабо, чтобы изобразить кривую. Сними обе нитки и измерь их. Какая из них длиннее?

Урок 2

УРОК 3

Как из точек и линий создать фигуру?

Профессор Основа, державший вместе с профессором Технологией верёвку, решил рассказать про геометрические фигуры.

— Сегодня я познакомлю вас с тремя простыми плоскими фигурами, — сказал он. — Это треугольник, квадрат и круг. Для их создания нам понадобится несколько точек и линий. Чтобы изобразить треугольник, возьмём три точки и три прямые линии.

Три профессора взяли в руки клубки и натянули верёвки. Затем профессор Основа присоединился к ним и попросил коллег встать на одинаковом друг от друга расстоянии.

— Для квадрата нам понадобятся четыре точки и четыре линии одинаковой длины, — сказал профессор. — А круг мы получим, если сгладим углы квадрата.

Профессор Мир выровнял верёвку, расправив углы квадрата, и на полу образовался круг.

— Вот, — торжественно произнёс он. — У нас получился круг!

ЗАДАНИЕ

Возьми четыре кнопки и четыре нитки. Создай из них на пробковой доске столько фигур, сколько сможешь. Ну, сколько у тебя получилось?

Урок 3

УРОК 4

Как плоскую фигуру превратить в объёмную?

— Фигуры, которые мы только что изобразили, соединив точки линиями, — плоские, — сказал профессор Основа. — Плоские фигуры имеют два измерения — высоту и ширину.

Для наглядности профессор взял верёвку и соорудил в воздухе квадрат.

— Высота — это расстояние от верха до низа. А ширина — от левой стороны до правой.

Затем профессор добавил ещё несколько точек и линий.

— Видите? Внутри плоской фигуры появилось пространство, или объём. Объёмные фигуры обладают третьим измерением — глубиной. Глубина — это расстояние от передней стенки до задней. Добавляя к двухмерной фигуре третье измерение — глубину, — мы придаём ей объём. Объекты, обладающие объёмом, называются трёхмерными, или 3D-объектами.

— Мы можем проделать это с любой плоской фигурой? — спросил профессор Мир.

— Да, — ответил профессор Основа. — Круг превратится в шар, а квадрат — в куб, треугольник с круглым дном станет конусом, похожим на рожок с мороженым, а треугольник с квадратным дном — пирамидой.

ЗАДАНИЕ

Возьми монетку, поставь её на ребро и раскрути. Ты заметил, что при вращении плоская монетка кажется объёмной?

Урок 4

УРОК 5

А что снаружи?

Профессор Основа вошёл в комнату с игральным кубиком в руке.

— А сейчас я хочу рассказать вам о поверхностях и гранях. Поверхность — это внешняя оболочка объекта. Гранью же называют плоскую поверхность. У объёмных фигур может быть несколько граней или ни одной. Взгляните на этот игральный кубик. На каждой из его граней разное количество точек: от одной до шести. Видите?

Слушатели кивнули.

Профессор Основа поднял игральный кубик повыше и покрутил.

— У кубика шесть граней, которые ещё называют плоскостями. А это значит, что куб состоит из точек, линий и плоскостей.

У разных объёмных фигур разное количество граней: у пирамиды — пять, а у шара — ни одной, потому что его поверхность не плоская, а изогнутая.

ЗАДАНИЕ

Найди дома объёмные предметы в форме пирамиды, шара и куба. Посчитай, сколько граней у каждого из них. Какие плоские фигуры образовали эти грани?

Урок 5
Урок 5-1

УРОК 6

Как тона помогают понять, что объект трёхмерный?

Профессор Мир решил показать, как свет и тень подчёркивают объём предмета. Для этого он собрал профессоров в своей студии.

Дело было вечером, солнце клонилось к горизонту, и свет падал через оконные стёкла немного сбоку. Среди пышной зелени тропических растений стояли простые объёмные фигуры: красный куб, жёлтая пирамида и синий шар.

— Посмотрите, как солнце растекается по поверхности фигуры, — сказал профессор Мир, указывая на шар в том месте, где яркое светлое пятно плавно переходило в тень. — Свет и тень создают тона, то есть переходы от светлого к тёмному.

Профессор Фантазия заметила:

— Этот шар очень похож на Луну! На освещённой стороне царит день, а на неосвещённой — ночь.

— Верно, — улыбнулся профессор Мир. — Тона очень важны, так как позволяют отличить объёмный (трёхмерный) объект от плоского (двухмерного).

ЗАДАНИЕ

Возьми мяч и положи его так, чтобы свет падал на него сзади. Сфотографируй мяч с трёх разных сторон и понаблюдай, как меняются его тени и тона.

Урок 6

УРОК 7

Как штриховка влияет на реалистичность рисунка?

Профессор Мир продолжил своё занятие, посвящённое свету и тени, тонам и штриховке.

— Пусть каждый из вас нарисует объёмную фигуру, — сказал он. — Внимательно посмотрите на куб, шар и пирамиду и постарайтесь на своих рисунках штрихами изобразить светлые и тёмные участки фигур.

Профессора приступили к заданию: сперва нарисовали контуры фигур, не забыв обозначить их глубину при помощи дополнительных линий. После этого частично заштриховали поверхности фигур и показали тени, которые отбрасывали фигуры. Благодаря штриховке плоские фигуры стали выглядеть объёмными.

— Крестообразная штриховка напоминает музыкальный знак диез, — сказала профессор Фантазия.

Профессор Мир улыбнулся:

— И правда! Видите, как штриховка превратила плоские фигуры в объёмные? Но она нужна ещё и для...

— Для чего? — спросила профессор Технология.

— Чтобы показать текстуру. Текстура — это свойство поверхности, которое даёт нам понять, что мы почувствуем, если прикоснёмся к предмету. Мягкая штриховка-тушёвка профессора Фантазии даёт понять, что текстура шара гладкая. А резкие, похожие на царапины штрихи профессора Впечатления создают ощущение, будто куб шершавый,то есть имеет грубую текстуру.

Профессор Мир взглянул на рисунки.

— Да, теперь я и впрямь могу представить, каковы эти объекты на ощупь! — сказал он. — Они выглядят как настоящие!

ЗАДАНИЕ

Нарисуй круг. А теперь добавь ему объём и покажи текстуру при помощи крестообразной штриховки. Проделай то же самое с пирамидой и кубом.

Урок 7
Урок 7-1

УРОК 8

Что такое паттерн?

Профессору Технологии захотелось рассказать про паттерны.

— Между прочим, текстуру можно показать при помощи паттерна, — сказала она и поинтересовалась: — Какие паттерны мы видим здесь, в оранжерее?

— А что такое паттерн? — спросил профессор Основа.

Профессор Технология объяснила:

— Паттерны получаются из уже знакомых нам элементов: точек, линий и фигур, которые повторяются несколько или множество раз. Взгляните: на чёрных крыльях бабочки повторяется узор из оранжевых пятен и белых точек. Мы можем назвать его паттерном. Рисунок на ткани тоже может быть паттерном, — продолжила профессор Технология, — взгляните, например, на мой комбинезон.

Зоркие глаза профессора Впечатления заметили, что профессор Технология сливается с фоном.

— Ой, что делается! — воскликнул профессор Впечатление. — Ткань комбинезона так похожа на куст! Профессор, вас почти не видно!

— Я видела подобные паттерны и в природе, — сказала профессор Фантазия. — Они обманывают зрение и помогают животному слиться с окружающей средой. Такие паттерны ещё называют камуфляжем.

— У многих животных, например гепардов и зебр, на шкуре есть повторяющийся узор, который позволяет им оставаться незаметными на пёстром фоне окружающей среды, — сказал профессор Мир. — Природа очень изобретательна, не правда ли?

ЗАДАНИЕ

Сложи лист бумаги пополам и вырежи из него половинку бабочки (тело бабочки должно располагаться на месте сгиба). Разверни листок, затем окуни большой палец в баночку с краской и нарисуй на крыльях бабочки повторяющийся узор.

Урок 8
Урок 8-1

УРОК 9

Как показать движение?

Прежде чем перейти к следующей теме, профессор Впечатление кратко повторил всё, что было сказано раньше.

— Профессор Основа и профессор Технология объяснили нам, что такое линия, фигура и плоскость. В оранжерее профессора Мира мы узнали просвет, тень, тон и текстуру. А профессор Технология познакомила нас с паттернами.

Остальные профессора согласно кивнули. Они рассказали уже так много!

— Пока всё, что мы делали, не могло двигаться, то есть было статичным, — сказал профессор Впечатление. — У меня вопрос: как можно изобразить движение, то есть динамику объекта?

Профессор Основа задумался, а затем сказал:

— Посмотрите на меня и попытайтесь представить моё тело в виде прямой линии, — профессор для наглядности взял в руку палку. — Я стою прямо, а значит, линия моего тела вертикальная — такая же, как эта палка. Мои ноги прочно стоят на земле, поэтому я не падаю.

Затем профессор Основа стал отклоняться вбок, удерживая палку прямо.

— Я наклонился, — сказал профессор, — и линия моего тела стала диагональной и неустойчивой. Не правда ли, теперь кажется, будто я падаю? Попробуйте принять любую позу, главное — не стойте прямо.

Профессор Мир тут же свернулся калачиком.

— Теперь линия моего тела — кривая, — сказал он. — Я смог показать движение?

— Да, — улыбнулся профессор Основа.

В это время другие профессора принимали разные позы. — Если линия вашего тела диагональная или кривая, создаётся впечатление, что вы двигаетесь.

ЗАДАНИЕ

Нарисуй на бумаге в клеточку пять человечков из палочек. Один из них должен стоять. Остальных изобрази в движении, нарисовав их в разных позах.