САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сказки с национальным колоритом

Три детские новинки, герои которых не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций

Ищете книгу в подарок ребёнку младшего или среднего школьного возраста? Присмотритесь к новинкам, герои которых — не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций
Ищете книгу в подарок ребёнку младшего или среднего школьного возраста? Присмотритесь к новинкам, герои которых — не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций
Ольга-Лапенкова

Текст: Ольга Разумихина

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложки с сайтов издательств

Тур Оге Брингсвярд. «Руффен. Морской змей, который не умел плавать»

Пер. с норвежск. Ольги Дробот, стихи в пер. Марины Бородицкой. — М.: РОСМЭН, 2019

Ищете книгу в подарок ребёнку младшего или среднего школьного возраста? Присмотритесь к новинкам, герои которых — не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций

Как ни странно, драконов в Норвегии жалуют не меньше, чем в Китае. В северной стране даже сохранились церкви XII—XIII вв., украшенные резными головами драконов, устремлённых к небесам. Некоторые учёные считают, что крылатые змеи у скандинавов олицетворяли единство земли и неба, а другие отсылают любопытствующих к «Младшей Эдде», где упоминается чудовище Ёрмунганд, способное обернуться вокруг земли и укусить собственный хвост. Как бы то ни было, крылатые фантастические твари — весьма любопытные персонажи детских и подростковых книг. Так, во вселенной Джоан Роулинг обитают норвежские горбатые драконы, а в книге Тура Оге Брингсвярда — морские змеи, чем-то напоминающие лохнесских чудовищ.

Жило-было на Тайном острове дружное семейство морских змей, находящихся в дальнем родстве с китайскими огнедышащими драконами. И был среди них подросток по имени Руффен, который отличался от сородичей тем, что не умел плавать. И пока его сверстники ловили рыбу, искали сокровища на морском дне и пугали корабли, главный герой сидел на берегу и дрожал от страха, а иногда и от обиды: беднягу дразнили все кому не лень. И только Бабушка никогда не сомневалась, что Руффен ещё всем покажет. Так оно и вышло: из гадкого утёнка (точнее, гадкого змеёныша) выросло настоящее морское чудище. Более того, Руффен стал героем и прославил свой род. Но вряд ли у него что-нибудь получилось, если бы однажды он не встретил настоящего друга.

Пусть оригинальным сюжетом книга Брингсвярда похвастаться не может, зато добрые шутки вызовут улыбку и у маленького, и у взрослого читателя. Чего только стоят ругательства «Медуза лопни пузо» и «Рыбью кость мне в глотку!»: Ольга Дробот и Марина Бородицкая потрудилась над переводом книги на славу. Да и работа иллюстратора выше всяких похвал: местами вычурная, а местами нарочито небрежная рисовка Туре Хансена отлично отражает настроение книги. Так что надпись «Мировая детская классика» находится на обложке книги — редкий случай! — вполне заслуженно.

Джулия Джарман. «Кошка, гуляющая во времени. Герой Лондона»

Пер. с англ. А. Ф. Родиной. — М.: Эксмо, 2020

Ищете книгу в подарок ребёнку младшего или среднего школьного возраста? Присмотритесь к новинкам, герои которых — не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций

Если Норвегия населена своенравными богами, викингами и драконами, то Англия — это рыцари Круглого Стола, королевские династии, неизменная чашка чая и, конечно, Темза: река, ставшая «главной героиней» множества мрачных мифов. В XVII—XVIII веках по её берегам даже разгуливали люди, наряженные демонами, — они всерьёз верили, что где-то в толще тёмных вод скрываются ворота в преисподнюю. На берегах Темзы ночевали бродяги и беглые преступники, а в ней самой год за годом находили людей, считавшихся пропавшими без вести. А ещё с Темзой связана одна из самых трагичных страниц в истории Великобритании — «великое зловоние» 1858 года. Жители Лондона долгие годы сливали в Темзу канализационные отходы, и запах от реки и так исходил, мягко говоря, неприятный, а тем летом погода выдалась особенно жаркой, так что вода вдобавок "зацвела". Это привело к гибели тысяч людей — в основном бедняков, мывшихся в этой воде и использовавших ее для приготовления пищи.

Казалось бы, какое отношение это имеет к главному герою Джулии Джарман — мальчишке Тоферу, живущему в XXI веке? Оказывается, самое прямое. Ведь у него есть кошка по кличке Ка, которая умеет переноситься на столетия и даже тысячелетия назад! В предыдущих книгах серии Тофер вместе с усатой-полосатой подружкой побывал в Древнем Египте, познакомился с римлянами и бриттами, ацтеками и королевскими особами из династии Тюдоров. Теперь он снова направляется в Англию, но на три столетия позже. В этой эпохе ему предстоит сбежать из работного дома, вырвать Ка из лап жестокого дрессировщика Каппелли, наказать королей местного преступного мира и, наконец, спасти Лондон от смертельного зловония, оказав неоценимую услугу Джозефу Базальгетте — инженеру, спроектировавшему канализационную систему, уводящую отходы подальше от Темзы.

«Герой Лондона» — уже шестая и, очевидно, далеко не последняя работа из серии «Кошка, гуляющая сама по себе». Зачастую авторы, решившиеся на публикацию длинного цикла, уже к середине устают от собственного вымысла, и каждая новая книга оказывается на порядок хуже предыдущей, — однако это явно не касается Джулии Джарман. Этой писательнице каждый раз удаётся гармонично «вписать» главных героев в те или иные исторические декорации (отправляясь в другую эпоху, Тофер раз за разом оказывается в теле реального мальчишки-сверстника, помнит всю его жизнь и изъясняется на его языке) — и столкнуть их с живыми, правдоподобными и не похожими друг на друга персонажами, среди которых как выдуманные персоны, так и исторические деятели. Джарман относится к истории с пиететом и скрупулёзно воссоздаёт пейзажи и портреты из других эпох, но вся ценная информация упоминается как бы вскользь, и читатель сам не замечает, как «прокачивает» эрудицию. Так что «Герой Лондона» — отличный подарок для ребёнка, который любит захватывающие истории о «попаданцах», а его родителей порадует, что приятного и полезного в текстах Джарман примерно поровну.

Макико Тоёфуку. «Забытый барашек»

Пер. с японск. Екатерины Даровской. — СПб.: Поляндрия Принт, 2020

Ищете книгу в подарок ребёнку младшего или среднего школьного возраста? Присмотритесь к новинкам, герои которых — не только отважные приключенцы и верные друзья, но и носители разных культурных традиций

Норвежские мифы и городские легенды викторианской Англии — это, конечно, интересно, но далековато от отечественных реалий: самые маленькие читатели рискуют не проникнуться. Ребёнку лет шести-семи лучше почитать книгу Макико Тоёфуку «Забытый барашек» — историю, которая будет понятна каждому малышу вне зависимости от того, где он родился. Ведь в любом уголке мира живут дети, дети любят играть в игрушки, а игрушки имеют свойство неожиданно теряться.

Малышка Мина — главная героиня Тоёфуку — нежно любит плюшевого барашка и повсюду носит его с собой. И когда папа с мамой решают устроить пикник, девочка, конечно же, отказывается идти в парк без мягкой игрушки. Она оставляет барашка на скамейке, и тут мимо пролетает невероятной красоты бабочка. Стоит ли удивляться, что Мина сразу же убегает за ней и напрочь забывает про друга? Семейство вскоре уходит домой, а барашек остаётся на скамейке. Он преданно ждёт свою подругу и беспокоится не столько о себе, сколько о ней, — ведь девочка так привыкла перед сном утыкаться в его пушистую шерсть! Как она теперь заснёт в одиночестве? Пока барашек размышляет о Мине, вокруг происходит много всего интересного... и даже опасного.

Итак, ничего особенно японского в сюжете книги нет — чего не скажешь о чудесных иллюстрациях в пастельных тонах, которых в книге едва ли не больше, чем текста. Оно и понятно: автор — в первую очередь художница, и только потом писательница. Тоёфуку окончила университет искусств Мусасино, и прежде чем создать собственную историю, несколько лет работала графическим дизайнером и иллюстратором в газетах и журналах. Поэтому «Забытый барашек» — это писательский дебют и художественный эксперимент, который удался на славу: книжка получилась чудо какая милая и красочная.