Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В Архангельске открылись две выставки к столетию Фёдора Абрамова

В Архангельске открылись две выставки к столетию Фёдора Абрамова

Обе экспозиции объединены одной темой — Пинежьем, которое вдохновляло творчество писателя

Текст: Марина Ледяева/РГ
Фото: Елена Ирха/pravdasevera.ru

Писатель очень любил эти напевы, как и все, что связано с Пинежьем и его родной Верколой. По признанию Абрамова, эта земля питала его, словно сосну или ель. Поэтому одну из юбилейных выставок — «Там, у Пинеги реки…» — посвятили культурному наследию абрамовской родины.

В центре экспозиции — народные костюмы из богатой музейной коллекции, собранной в экспедициях по деревням в 1960-е — 1970-е годы.

Впервые представлен праздничный зимний наряд с шубкой и «шапоцькой», как говорили на Пинежье. На Крещение богатые крестьянские девушки в таком облачении выходили к иордани. Один из самых редких экспонатов — синий набивной платок: казалось бы, скромный, но мало где сохранился.

Куратор выставки Людмила Кислуха о каждом образе может поведать целую историю. Это сегодня что захотел, то и надел. А в былые времена все носили со смыслом.

— Вот этот уникальный сарафан из ярко-красного сукна надевали на второй день свадьбы, а потом убирали в сундук и передавали по наследству. В России сохранилось всего два таких наряда — у нас и в Русском музее. А вот костюм пинежской молодухи, который носили в первый год замужества: сарафан-«набивник», повойник , украшения и кожаные ботиночки на каблучке, — рассказывает она.

В качестве главной фотозоны публика сразу облюбовала уголок с воссозданной пинежской «вечорой», на которую собиралась молодежь — потусоваться, как сказали бы сегодня. Под образами накрыт стол с самоваром, а рядом прялка: о работе в деревне никогда не забывали.

Большой раздел выставки посвящен духовному наследию Пинежья. Его представляют старинные иконы и деревянная резьба XV—XVII веков. В тех краях особенно чтили Федора Стратилата — покровителя православного воинства и святого Артемия Веркольского, в отрочестве пораженного молнией во время работы в поле. Он считался одним из немногих «народных святых», подвиг которых заключался в крестьянском труде.

На другой выставке проекта под названием «Веркола — самая красивая страна» представлены работы заслуженного художника России Всеволода Видякина. Знаменитые дома с «конями»-охлупнями на крышах, монастырь за рекой Пинегой, улицы и угоры, амбары и колодцы — каждый этюд раскрывает уголок деревни, которую Федор Абрамов считал первой красавицей на свете.

Я не был знаком с Федором Александровичем, но мне много рассказывал о нем его друг Дмитрий Клопов, тоже художник, подвижник, которого уже нет с нами. Веркола — замечательное, вдохновляющее место. Там для творческих людей непочатый край — только работай и работай. И другие пинежские деревни — Кеврола, Едома — уникальны по красоте своей, — отмечает мастер.

На Пинежье уже все готово к празднованию 100-летия Федора Абрамова. Как рассказал начальник отдела культуры администрации Пинежского района Леонид Житов, 28 февраля в Карпогорах пройдут два форума — литературный и гражданских инициатив. На первом пойдет речь о восприятии творчества писателя, а на втором — о сохранении деревень, за которое ратовал Абрамов. Активисты со всей области поделятся своим опытом возрождения глубинки.

А 29 февраля писателя будут вспоминать в родной Верколе. На высоком угоре, где он похоронен, пройдут лития и гражданская панихида. Для гостей проведут экскурсии по Верколе и ее музеям, пригласят их в литературную гостиную и на премьеру спектакля Архангельского театра драмы «Сарафан» по произведениям Абрамова.

Источник: «Российская газета»

Трейлер проекта #ЧитаемАбрамова

13.02.2020

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Читаем Абрамова›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ