САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

XX век в шести сестрах

История шести дочек аристократического британского семейства Митфорд кажется болливудской драмой — но она строго документальна

Шесть девочек
Шесть девочек

Текст: Яна Ларина

Обложка предоставлена издательством «Фантом Пресс»

Лора Томпсон. «Представьте 6 девочек» 

Пер. с английского Л. Сумм. — М.: Фантом Пресс, 2018

В английской аристократической семье Митфорд с 1904 по 1920 гг. родились шесть девочек. Безукоризненные манеры, красота, шарм и принадлежность к высшему обществу не пригвоздили их к позолоченным креслам светских салонов. Имена сестер Митфорд красовались и в разделе светской хроники «Таймс», и в скандальных заголовках бульварных газет — и соседствовали с грязными ругательствами на дверях домов. Их биографии трудно назвать традиционными для девушек их круга даже в XX веке, поставившем все с ног на голову.

Представьте 6 девочек

Нэнси стала писательницей, приятельствовала и много лет переписывалась с Ивлином Во. После Второй мировой войны она уехала во Францию вслед за обожаемым французским полковником.

Диана скандально развелась с богатым и любящим мужем, променяв респектабельную жизнь хозяйки роскошного особняка на роль открытой любовницы одиозного британского фашиста Освальда Мосли (хотя он был женат и держал в любовницах не только сестер своей жены, но и добрую половину лондонских леди).

Юнити пошла еще дальше, став фанаткой и приятельницей Гитлера. Она была дорогой гостьей на партийных съездах в Нюрнберге и Олимпиаде 1936 года, писала антисемитские письма в немецкие газеты. И даже пыталась застрелиться, когда началась война между Англией и Германией — к несказанному горю родителей и радости газетчиков.

Джессика, совсем напротив, сбежала из дома с коммунистом (и — вот совпадение! — племянником Черчилля), переехала в Америку, где боролась за права рабочих и чернокожих.

Памела развелась с мужем и поселилась в ирландском замке со своей любовницей.


Дебора была, пожалуй, самой обычной из всех — она просто стала герцогиней.


Книга, вышедшая сейчас в «Фантом Прессе», — не сборник отдельных биографических очерков и не последовательное изложение в духе «Авраам родил Исаака…». Конечно, в начале Томпсон рассказывает о старшем поколении Митфордов, их привычках и политических симпатиях — как иначе показать, например, что почитание Гитлера проявилось у Юнити Митфорд вполне закономерно? Ведь ее дед так любил музыку Вагнера и общество его зятя Хьюстона Стюарта Чемберлена, отец выступал в Палате лордов с прогерманскими речами, а другие люди их аристократического круга охотно приглашали Риббентропа и Геринга на приемы и скачки — так что фанатизм Юнити был лишь слегка усилен личной психической неустойчивостью.

И все равно Томпсон не выстраивает героинь во фронт, чтобы подвести нас к каждой для чинного представления (даты жизни и свадьбы, внешность, перечень достижений). Она с ходу сыплет перечислениями семейных прозвищ, обид, взаимных нападок, претензий, тщательно выбранных из переписки и воспоминаний Митфордов. Как будто незаметно вталкивает читателя в чужую гостиную в самый разгар семейной перебранки — никто не стесняется в выражениях, но читатель еще толком не понимает, кто есть кто в этой большой сплоченной компании.


К тому же в первой части книги порой возникает ощущение, что это не история сестер Митфорд, а комментарий к роману «В поисках любви», который написала старшая из них — Нэнси.


Уютный мир сельской аристократической усадьбы, показанный в романе, стал основой мифа о самой семье Митфорд. Лора Томпсон отделяет биографическую правду от художественного вымысла, постоянно сравнивает героев романа с их прототипами-Митфордами. Эту кропотливую исследовательскую работу оценят те, кто читал роман или другие биографии знаменитых сестер. Если же «Представьте 6 девочек» — первое знакомство с Митфордами, то будет сложнее — к сестрам, их родственникам и окружению (а упоминаются еще многочисленные семейные прозвища!) в тексте добавятся имена героев романа.

С другой стороны, такое на первый взгляд сумбурное начало задает динамику и оправдывает себя — сестры не отделены друг от друга техническим решением биографа, они появляются вместе, но каждая из них постепенно получает свой голос и характер, место в непростых семейных отношениях и политические взгляды (а личное и политическое было для Митфордов неразделимо). Хотя повторов не избежать — слишком уж много комбинаций внутрисемейных отношений всех со всеми приходится учитывать, если в книге шесть главных героинь. Тем не менее, автору вполне удается удерживать вожжи этой истории, запряженной шестеркой разномастных биографий.

Биографии часто пишутся на полях исторических хроник. Изложение хода внешних событий — войн и политической борьбы — затеняет жизнь героев. При всей неотделимости политики от личной жизни сестер Митфорд Лоре Томпсон удалось не обременить книгу энциклопедическими отступлениями.

История сестер Митфорд и распад их большой семьи отражают историю XX века и общий распад старого жизненного уклада английской аристократии, вынужденной распродавать охотничьи угодья и открывать родовые замки для туристов. И несмотря на присущее Митфордам чувство юмора, события эти мало напоминают комические перипетии романов Вудхауса.