Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Эльдар Рязанов

Инопланетянин. Эльдар Рязанов

С Рязановым ушла целая цивилизация. Ушла, чтобы остаться

Текст: Валерий Кичин/РГ
Фото: ryazanov.my1.ru

 

18 ноября мы впервые отмечаем юбилей Эльдара Рязанова — 90 лет — без самого Рязанова. Он был оригинальным поэтом, его написанные совместно с Эмилем Брагинским киносценарии вполне можно считать полноценными литературными произведениями, а его грустные комедии давно стали народными.
Выдающегося художника вспоминает кинообозреватель Валерий Кичин.

 

Валерий КичинКогда Эльдар Рязанов родился, революции исполнилось только десять лет. Я упомянул об этом не потому, что так удивительно спрессовано время, а потому, что никого из нас нельзя от времени оторвать. И в каждом схлестнулась диалектика своего времени, определив и мироощущение, и путь в мире.


Рязанову, по натуре скептику и весьма ядовитому острослову, в СССР суждено было стать Великим Утешителем.


Именно своего времени — но, возможно, на все времена. Ведь больше нет шекспировских камзолов, но чувства, Бардом взбудораженные, и сегодня — наши.

Рязанов хорошо знал цену советской системе, но видел в ней не монстра, невесть откуда слетевшего на нашу землю, а испарения этой земли, и поэтому высмеивал не ее быстро дряхлеющие черты, а непреходящие качества нашего человека. И если многие советские фильмы с уходом политического строя стали непонятны, то Рязанов вгоняет, как прежде, и в смех, и в слезы. Его Деточкин в нашем сознании такая же вечная классика, как Дон Кихот. Его «Гараж» и теперь точка схлестывания наглых, кто урвал кусок побольше, и малых сих, ищущих справедливости. Его паровоз по-прежнему вперед летит, миновав в коммуне остановку так, что никто и не заметил. И все рвется в небеса обетованные, недосягаемые и призрачные, как мечта о коммунизме.


Его фильмы свободны от конъюнктурности и потому не только не исчезли вместе с советской идеологией, но даже не получили в исторических катаклизмах заметных пробоин.


Уже мало кто помнит восторг, которым была пронизана его первая игровая лента «Весенние голоса»: по Красной площади маршировали трудовые резервы, сияли девичьи лица, горели мальчишечьи глаза… И веял пьянящий майский ветер, рвался с экранов черно-белых «Рекордов». Картину давно не показывают, а жаль: там нет ни кадра вранья, а есть правда молодости — лучшей фазы жизни любого поколения. Режиссеру было 27, и это та же молодая энергия, которую излучали строки раннего Маяковского, — органичная, искренняя, честная. «Ты на правильном пути, хороша твоя дорога», — пела в его первой комедии юная Людмила Гурченко, и при всей официозности текста в песне был тот же молодой порыв, самый верный из вечных двигателей.

Но, конечно, не так прост был Рязанов. «…А мне всего семнадцать лет, весна летит ко мне навстречу», — выводила, шамкая, Рина Зеленая в роли божьего одуванчика — ресторанной певицы из фильма «Дайте жалобную книгу».


Официальный оптимизм системы быстро дряхлел и вырождался в то, что было сформулировано в строчке Рязанова-поэта: «Если утром где-то заболело, радуйся тому, что ты живой».


Служебный роман

Кадр из Фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». (Производственная гимнастика в статистическом учреждении)

На днях снова по какому-то каналу показывали «Служебный роман». Его знаешь покадрово, от реплики до реплики. Но снова, как завороженный, смотришь с любого места, и оттянуть себя невозможно даже за уши. Потому что опять повеяло тем майским ветром, светом и счастьем. Рязанов, как никто, знал химический состав этого необходимого душе витамина. Поэтому его картины идут по всем праздникам от Нового года до Женского дня. По числу показов и собранных зрителей они давно побили все рекорды мира.


Иногда ТВ клялось в другой раз заменить их чем-то новым — и выстреливало «Иронию судьбы-2» или «Служебный роман-2». Герои переживали те же коллизии и говорили те же слова — но регулярно проваливались, лишний раз оттеняя контраст между титаном и пигмеями: фильмы Рязанова оказались незаменимы.


Как и сам Эльдар Рязанов, который улетел в небеса обетованные, на планету 4258, когда-то названную его именем, и оттуда умудряется посылать нам свое тепло.

Ровно 20 лет назад, когда ему исполнилось 70, вышла книга «Необъятный Рязанов» где собраны высказывания его друзей-коллег. Вышла крошечным тиражом — для своих. Перечитывать ее сегодня — счастье и мука. Словно это мы переселились на другую планету, где базарит другая цивилизация. А той, где жили созвездия таких людей, больше нет.

Григорий Козинцев:

«За настоящим искусством всегда виден автор. Я люблю фильмы Рязанова, потому что за хороводом персонажей — глупых, тупых, невежественных, заблуждающихся, но всегда — людей, я вижу доброе лицо автора, чувствую его умный, сочувствующий, печальный взгляд. Они хохочут — он улыбается, они с самоуверенным видом выпаливают глупости — он почему-то грустен… Его фильмы — это всегда жизнь. И как нужен ей добрый человек, наделенный юмором!»

Анатолий Папанов:

«Рязанов природой создан, чтобы снимать кинокомедии. Вместе с актерами он радуется любой находке, даже если она от лукавого, даже если и не войдет в картину, но рождена искренней заинтересованностью. Людям с ним тепло. Жадность к работе у него неутолимая. Если все мои мысли о Рязанове свести в формулу, то можно сказать: талантливый режиссер и очень хороший человек. Интересно было бы дать ему поставить одно из произведений Достоевского. Он и там смог бы на первый план поставить все светлое, радостное и жизнеутверждающее, что заложено в трагедийнейшем из русских писателей».

Евгений Евтушенко:

(Рязанов хотел снять его в заглавной роли «Сирано де Бержерака». Госкино запретило: поэт подписал протест против «братской помощи Чехословакии». Снимать кого-то другого Рязанов отказался. Тогда же Евтушенко написал стихи, посвященные Рязанову. Напечатать их было немыслимо.)

«…Рязанов принадлежит к лучшей части человечества — к тем, кто органически неспособен на предательство. Такие люди драгоценны потому, что порядочность — их главная политика. Благодаря таким людям я не потерял веры ни в родину, ни в человечество, ни в искусство. На прощание Рязанов подарил мне ботфорты Сирано, снятые по моей мерке — а вдруг еще пригодятся?

…но шпага увязла опять
в субстанции слишком пахучей.
Не слишком приятно всю жизнь фехтовать
с навозною кучей.
Сыграть Сирано я мечтал еще в детстве,
Наивный задрипанный шкет,
и вот на меня, как положено в действии,
наемные руки наводят мушкет.
И только тогда я дышать перестану
и станет мне все навсегда все равно,
Россия поймет, что ее, как Роксану,
любил я, непонятый, как Сирано…»

Григорий Горин:

«Уже давно ясно, что Рязанов — явление космическое. Главный признак пришельца из космоса — это заряд энергии, явно нечеловеческий. Видевшие его на съемках подтвердят, что вокруг него создается мощное энергетическое поле! Тяга к космосу, к небу проходит через все его фильмы. Началось это еще в «Иронии судьбы», где герой совершил «улет» в другой город за иным счастьем. Достигло зримых высот в групповом полете на паровозе в «Небесах обетованных». В фильме «Привет, дуралеи!» герой даже ночует на крыше, чтобы быть ближе к небу. Творческий потенциал Рязанова беспределен: он режиссер, драматург, поэт, актер, телеведущий. На встречах со зрителями он собирает тысячные аудитории, которые, чувствуя в нем космического посланца, в записках требуют, чтобы он отвечал за всё в необустроенном мире: за политику, неурожай, за ссоры в семье Пугачевой… И он отвечает, что каждый человек — тоже дитя космоса, и сколько бы земная грязь к нему ни липла, его задача — отряхнуться и воспарить над судьбой. И зрители подпитываются от него энергией и идеями. Сам «энергоноситель» иногда устает от бесконечной земной суеты, ворчит, хандрит и печально поднимает глаза к нему, как бы ища защиты. Но тут все мы, его друзья, усаживаем его за стол, наливаем бокал и произносим тост, торжественный и жалостливый:

— Дорогой Эльдар! Мы тебя очень любим! Здесь, на этой грешной Земле, ты еще долго-долго будешь необходим! Поэтому, ради Бога, не улетай!»

«Российская газета» — 18.11.2017

Ранее по теме:
Поэт Эльдар Рязанов

18.11.2017

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ