Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
премия, поэт года, кейт бланшетт

О чем молчат премии

Зачем и кому порталы Стихи.Ру и Проза.Ру вручают литературные премии с  громкими названиями?

Текст: Альбина Гимранова/ГодЛитературы.РФ
Фото: www.lady.ru
На фото: Кейт Бланшетт

Корреспондент «Года литературы» сходила на грандиозную церемонию вручения премий «Поэт года» и «Писатель года», а потом задала вопросы члену жюри премии Павлу Басинскому.

Попробуйте вспомнить, кто получил премии «Поэт года» и «Писатель года» в прошлом году? Нет, Александр Снегирев получил премию «Русский Букер», а Гузель Яхина стала победителем «Большой книги». Нет, это не «гражданин поэт» Дмитрий Быков и даже не неувядающий Андрей Дементьев. Вспомнить лауреатов премий «Поэт года» и «Писатель года» вы не сможете потому, что этих авторов вы попросту не знаете.

КТО ВСЕ ЭТИ АВТОРЫ?
Во Всемирный день поэзии 400 финалистов премии «Поэт года» и «Писатель года» собрались в Большом конференц-зале Правительства Москвы. Воздух искрился от пышных метафор, рифмы сыпались на каждую ответную фразу. Публика самим своим внешним видом словно старалась подержать имидж поэта как существа из параллельной вселенной. Лауреаты предыдущих лет читали отрывки собственных сочинений, благодарили за возможность выпустить книгу в мир и желали будущим лауреатам успехов в творчестве и материальных благ.

Премию «Поэт года» и «Писатель года» учредил Российский союз писателей (РСП), чтобы поддержать наиболее перспективных и талантливых писателей. В этом году ее вручали пятый раз. Помимо этой премии, РСП организует еще несколько премий — приуроченные к 4 ноября премии «Народный поэт» и «Народный писатель», а также «Наследие» и «Русь моя». Объединяет все эти премии одно — конкурсный отбор осуществляется на базе крупнейших российских литературных порталов Стихи.ру и Проза.ру.

МЫ ПИШЕМ, ПИШЕМ, ПИШЕМ
Человеку свойственно писать. И не просто «писать», а размышлять, тянуться к прекрасному и высокому. Но всегда ли это можно назвать «высокой поэзией»? Ответ очевиден — нет, далеко не всегда. Иначе мы не читали бы и не перечитывали творения немногих великих поэтов. Так было всегда. Но если раньше эти «не великие» творения складывались в стол, в лучше случае — читались в компании близких друзей или по случаю семейных праздников, то сейчас это выплескивается в Сеть. Проза.ру и Стихи.ру аккумулируют творения более полумиллиона авторов.

Стихи.ру и Проза.ру открыты для всех желающих. Здесь можно заработать баллы за рецензии, а за их счет продвинуть произведение. В общем, здесь свой мир, который не понятен простому читателю. Да он и не стремится, чтобы его понимали. Люди публикуют свои произведения, пишут рецензии на чужие. Литературный процесс кипит, только живет он своей отдельной жизнью. Можно ли читателю со стороны сориентироваться в этом потоке? Лучше спросить по-другому: а надо ли?

АЛЬМАНАХ ЗА ВАШИ ДЕНЬГИ
Премия с нескромным названием «Поэт года» и «Писатель года» — самая что ни на есть народная. Если ваши творения выбрала загадочная «редакционная комиссия портала», вам на почту приходит письмо с указанием, что вы теперь номинант. А это значит, что ваши произведения могут напечатать в альманахе для членов жюри. Альманах, как и любое издание, стоит денег, поэтому номинанту предлагается внести оплату за публикацию.

Таких альманахов в этом году вышло 125 томов. Ничего удивительного, ведь количество заявок приближалось к 10 000 (для сравнения: тираж толстого литературного журнала в наши дни — 3–5 тысяч экземпляров). Из них нужно было отобрать 400 финалистов и 21 лауреата (по 3 человека на каждую из семи номинаций). Лауреатам в торжественной обстановке вручили солидные памятные статуэтки с пером, а также контракт на издание собственных книг.
Авторы счастливы, аплодисменты сорваны, фотографии с членами жюри сделаны. Ждем книг. Они появятся, но вряд ли доедут до книжных магазинов. А если и доедут, то точно не будут стоять в разделе «самое читаемое». Новые имена в литературе тяжело «продаются» (в прямом и переносном смысле) без серьезной рекламы, информационной шумихи и обильного потока рецензий. Но ведь местные авторы и не собираются никому продаваться — они хотели свою книгу — они ее получили.

павел басинский, критик, писатель


Мнение Павла Басинского,

члена жюри премии «Писатель года»


Каково это — быть в жюри самого масштабного литературного проекта, где одних заявок было подано 10 000? Как вы оказались в жюри премии?
Павел Басинский: Я работаю в жюри разных премий — «Ясная Поляна», Премия Александра Солженицына. Я дважды был председателем жюри премии «Дебют». Был в жюри «Русского Букера». Вхожу в Большое жюри «Большой книги». Это я не потому говорю, чтобы похвалиться. Просто я примерно понимаю механизмы работы разных премий. Задача премий не в выявлении «самого лучшего», «самого гениального». Это определяет не жюри, а время, читатель. Задача премий в активизации литературного процесса, в привлечении внимания СМИ к литературному процессу.

И еще задача премий в создании того, что я называю «образом мечты». Ну, грубо говоря, любой писатель хотел бы получить Нобелевскую премию. Получат ее единицы, и не обязательно это будут «самые лучшие», «самые гениальные». Но Нобель нужен для того, чтобы любой писатель мира мечтал о нем. Так и другие премии, включая молодежные. Молодым важно, что они участвуют в премиальном процессе, входят в какие-то «длинные», «короткие» списки, а может быть даже и лауреатами становятся. Это делает сам образ литературного процесса привлекательным, заманчивым. Это заставляет молодых стремиться в литературу, как в область, где есть возможность победы, звездного часа. Это важно. Геологам важно открыть золотоносное месторождение. Физикам — открыть новый закон. А писателям важно, чтобы их заметили, оценили.

Как вы относитесь к площадке «Стихи.ру» и «Проза.ру». Одни видят в ней оплот графоманов, другие — виртуальную трибуну для любого поэта. Какую позицию вы разделяете?
литературные премииПавел Басинский: Я уже писал об этом в «Российской газете». Я не считаю слово «графоман» отрицательным. Графоман — это тот, кто любит писать. Это — да, болезнь. Но не хуже алкоголизма или наркомании. Это «высокая болезнь». Если люди, болеющие этой «высокой болезнью», находят своих товарищей по болезни в названных вами порталах, что же в этом плохого? Если кто-то из них, благодаря этим порталам, пробьется в профессиональную писательскую среду — прекрасно. Литература, занятие литературой — это область риска. Ставкой бывает вся жизнь. Но так всегда было.

Верите ли вы в жизнеспособность премии? И что нужно в ней улучшить?
Павел Басинский: Я верю в жизнеспособность любых премий и хочу, чтобы их было как можно больше. А как улучшать? Не знаю. Лучшее — враг хорошего.

04.04.2016

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ