![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Памяти Хихуса |
В ночь с 29 на 30 июня в Израиле скончался Хихус (Павел Сухих, 1968—2018) — пионер и организатор комиксового движения в России, мультипликатор и гражданский активист
Текст: Алексей Иорш
Фото из фейсбука Александра Гаврилова
Колоритная фигура Хихуса (псевдоним образован путем переворачивания паспортной фамилии, Сухих) — высокого, худого, в дредах и пестрых одеяниях — возвышается, в прямом и переносном смысле, над комиксовым движением России начала нулевых. Яркий художник с мгновенно узнаваемой манерой, неутомимый организатор (что явно претило его художественной натуре — но надо же было кому-то этим заниматься), создатель художественного движения ЛМР (что значило «Люди Мертвой Рыбы»), неугомонный активист, создатель, в частности, детских лагерей «Будущее сегодня», практик восточных мистических учений и прирожденный педагог — он был повсюду, где бы он ни был физически, в Скандинавии, Юго-Восточной Азии или на Ближнем Востоке. Причиной смерти стал рак печени на фоне цирроза. Последними его словами стало: «Мне выдали новое тело, и его пора опробовать». По воле Хихуса прах будет развеян над Гангом.
Мы попросили рассказать, кем был Хихус для российских художников-комиксистов и почему он стал тем, кем стал, его коллегу — еще одного инициатора комиксового движения в России, арт-директора фестиваля «КомМиссия» Алексея Иорша.
Комиксовое движение, бурно стартовавшее в конце 80-х, пребывает в коматозе. Отдельные фанаты и сохранившиеся с тех времен динозавры вяло переписываются на сайте Андрея Аешина «Комиксолет». Где-то рядом набирает силу движение «мангак», но пока каждый сам по себе.
И вдруг — какой-то Хихус собирает художников на фестиваль комиксов «КомМиссия». В небольшом ангарчике Зверевского центра собрались несколько художников, повесили картинки… Потом будут «Сахарница», М’Арс, Винзавод, иностранная программа, мастер-классы мировых звезд… Вокруг фестиваля и Хихуса завертелась движуха. Глядя на толпы фанатов, стали появляться первые издательства.
Каждая «КомМиссия» для него была страшным испытанием на прочность, ведь львиную часть работы тянул он сам. Я ему говорил: «Ну пусть кто-то еще хоть поверстает» — он: «Я не могу, опять налажают, переделывай потом…»
Еще был «Респект», который Хихус придумал вместе с Настей Галашиной, важный гражданский проект, на котором родилось целое направление русского комикса — социальный комикс.
Сейчас, читая ленту фейсбука, понимаешь, сколько прекрасных художественных биографий состоялось благодаря совершенно солнечному явлению по имени Хихус. Сколько инициатив в области издательства комиксов, новых книг.
Нам будет тебя недоставать, Паша, но тебе удалось сделать в России удивительное — создать целую самостоятельную и самодостаточную отрасль — русский комикс, а значит, покуда он жив, — ты с нами.
Из интервью Хихуса с Михаилом Визелем 10 января 2018 года:
— …я на своей шкуре знаю, как это, когда просто подходят сказать: «Ты Хихус, я тебя знаю», это развлекает только первые 100 раз, потом это серьезнейшим образом достает. Почему я, например, отказался от аудиенции у Миядзаки, которую я, на самом-то деле, страшно хотел? Потому что я представил себе: ну приехал из России парнишка сказать «мы вас любим».
— Ну ты же мог свое портфолио предъявить?..
— Ну зачем Миядзаки мое портфолио? Он вообще на другом конце шкалы. Он в своем прекрасном, типа Норштейна, им вместе хорошо, чего я полезу? Я их переучивать, что ли, буду? Норштейна я пытался, но… (Смеется.)
30.06.2018
OK