Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Смена» в Казани: и музыка, и слово

На книжном фестивале в Казани рассказали, как слушать Бетховена, как устроено творчество и почему Ленин — подкастер

Текст: Олег Платонов/РГ (Казань)
Фото: Олег Тихонов

В Казани в центре современного искусства «Смена» прошел традиционный зимний книжный фестиваль. В этом году его темой стало пересечение литературы и музыки, поэтому среди посетителей можно было увидеть большое количество музыкантов и людей, так или иначе связанных с музыкальной индустрией.

Книжный детский мир

В программе, помимо книжной ярмарки с участием более 60 независимых издательств, были лектории, дискуссии, мастер-классы, презентации книг, кинопоказы и даже концерт.
Напомним, «Смена» проводит книжный фестиваль два раза в год: летом — под открытым небом, и зимой — в закрытом помещении и потому менее масштабный.

— Если честно, это мероприятие — всегда ощутимый удар по кошельку, — говорит посетительница Алла Демидова. — Но мой 12-летний ребенок всегда с нетерпением ждет этого фестиваля и ходит отдельно со мной, папой и бабушкой. Потому что каждый покупает ему книжки. И это действительно гораздо дешевле, чем если бы мы делали закупки в магазинах. При этом тут часто можно найти то, чего нет в широкой продаже.

Однако издатели считают, что сам фестиваль во многом воспитал самого читателя.

— Московские родители — это люди, которые хотят купить то, что сами читали в детстве, — говорит Ольга Подольская из издательства «Розовый жираф». — А если мама не читала, то она даже слушать не будет про новые книжки. В Казани наоборот. Люди открыты всему новому. Может, книга не заинтересует с первого раза, и они пойдут и купят привычную Агнию Барто, но потом на следующий фестиваль возвращаются за покупкой. Они спрашивают, слушают, интересуются. Родители понимают, что современный детский книжный мир очень разнообразный. В нем действительно можно найти все что угодно. Я приезжаю в «Смену» уже пять лет и вижу, что читатели следят за нашими новинками и докупают книжки, если нет нужной в серии.

У Подольской очень интересный контент. Прямо из центра объемной книжки поднимается большая, яркая объемная картинка — динозавр. Рядом несколько предложений текста, а по углам — небольшие, тоже объемные, картинки с занимательными фактами об этом причудливом существе. Также в арсенале «Розового жирафа» — развивающие картонные книжки для детей от 3 до 6 лет. Первое объемное и технически сложное издание они вынуждены печатать в Таиланде, поскольку технически российские издательства не могут сделать продукт высокого качества, а картонки печатают в Китае.

— Мы пробовали издавать российских авторов у нас в стране, однако получается, что картонная книжка расклеивается на второй день, — сетует Ольга Подольская. — А китайские картонные книжки неубиваемы…

Фестиваль не про деньги

Среди издателей были и такие, кто привозил книжки с собой, что называется, в чемоданах. А все потому, что выходили они аккурат перед фестивалем и другой возможности «закинуть» их в Казань просто не было. Среди таких — иллюстрированная история рока испанского автора Сусаны Монтеагудо с инфографикой про развитие рок-музыки с 50-х годов. Как она появилась, когда мало кто думал, что это будет революция в мире музыки (и не только!). В книге все описано по десятилетиям: важные группы с короткой аннотацией, разделы про музыкальные лейблы, инструменты, важные альбомы, песни, СМИ.

— На самом деле этот фестиваль не про деньги, — говорит Сергей Аносов, представитель издательства «Белая ворона», выпустившего эту рок-энциклопедию. — Есть ярмарки, где можно гораздо больше денег заработать, хотя и в Казани мы всегда выходим в плюс. В столице Татарстана у нас много читателей, но мы участвуем здесь также ради поддержки «Смены», поскольку это очень важный культурный институт для Казани и России.

Представители и других издательств отметили, что проводится книжный салон в Петербурге, хороший форум в Красноярске, но в Казани более локальная история, и атмосфера куда приятнее.
— Она более человечная, больше интересного диалога происходит с читателем. Ты не на ярмарке, а на фестивале. Это разные вещи, — говорит Аносов.

— В Москве — как в Риме, есть все. А в регионах книжные магазины многое не могут себе позволить, — уверяет Татьяна Носова, главный редактор издательства «Карьера-пресс». — Москва ничем не ограничена в своих желаниях, а у книжного магазина в том же Воронеже совсем другая жизнь. Учитывайте, что в регионах у людей не так много денег, поэтому подобные фестивали действительно являются спасательным кругом для читающей аудитории.

Творческие звуки

Сильной стороной казанского фестиваля всегда являлись лектории и дискуссии на заданную тему. Причем последний жанр становится все более популярен. Бывший редакционный директор Arzamas Алексей Мунипов презентовал книгу об академической музыке, над которой работал семь лет. В нее вошли 20 интервью с современными композиторами — Софией Губайдулиной, Леонидом Десятниковым, Гией Канчели, Владимиром Мартыновым, Алексеем Маноцковым, Алексеем Айги и многими другими.

— Кто-то из них принадлежит к кругу советских авангардистов разных поколений. Не все из них находятся в дружеских отношениях, но это срез композиторов, которых можно причислить к новой академической музыке, — уверяет Алексей Мунипов. — Но уже тут становится многое непонятно. Если лет 50 назад можно было сказать, что такое академический авангард, то сейчас это очень расплывчатое понятие.

Сам автор книги не заканчивал консерваторий по классу «музыковедение» и, как он сам уверяет, его нельзя было подпускать к этим композиторам.

— Эта книга на самом деле не столько про музыку, сколько про то, как устроен творческий процесс. Это то, что я хотел донести читателю, что музыка — это такая призма, через которую можно рассматривать множество явлений. Это сложная профессия, куда очень высок порог входа. Хотя для нее не обязательно профобразование. Там есть техника, рутина, порядок. С другой стороны, после изобретения звукозаписи за тобой стоит многовековая толща музыки, где ты должен найти свое место. И оказалось, эта проблема не только композиторская.

Мунипов признался, что первыe его читатели оказались не из музыкальной тусовки. И поэтому каждый увидел в этом издании свое: про сценарное дело, про иллюстраторов, про шрифтовых дизайнеров, архитекторов…
— Любой человек, кто занимается творчеством, найдет то, что его волнует, — уверен автор этой толстой книги интервью.

Попса как измеритель жизни

Лев Ганкин, музыкальный журналист, презентовал свою только что вышедшую книгу «Хождение по звукам».
— Одна из задач была «нарыть» не все известные факты об исполнителе, но параллельно поместить музыку в контекст времени, — говорит автор. — Когда композиция была записана, в контексте истории самого автора трека попробовать понять, чтó песни рассказывают о мире вокруг, потому что поп-музыка всегда отличалась от других искусств ровно тем, что она очень чутко реагирует на изменения в жизни.

В итоге в книге представлена не только американская и английская поп-музыка, но и турецкая, эфиопская, индонезийская и т. п. От Адриано Челентано до Кендрика Ламара, от Dire Straits до Афекс Твина.

Автор просветительских курсов о музыке Ляля Кандаурова рассказала о том, как слушать Людвига ван Бетховена — главного музыкального юбиляра 2020 года — и что главное в его музыке.
Ну и, пожалуй, одним из самых ярких обсуждений стал бум популярности второй волны подкастов в России.
Публицист и главный редактор проекта «Полка» Юрий Сапрыкин, разбираясь в жанре, куда можно было бы отнести новое явление, отметил, что это не совсем радиоспектакль, но подкасты близки к нему.

Автор подкаста «Звуки науки» Илья Ферапонтов подметил, что первыми подкастами можно считать собрание речей Владимира Ленина и других политиков начала прошлого века.
Спикеры признали, что это далеко не аудиокнига и распространение явление получило в нашей стране только тогда, когда интернет стал повсеместным, появились удобные площадки для того, чтобы размещать этот контент, и беспроводные наушники, которые делают прослушивание более удобным.

— На самом деле, это очень интимная история, — признается сооснователь книжного магазина «Маршак» Сергей Карпов. — Вряд ли можно себе представить, что вы вечером собираетесь и начинаете слушать подкаст. Потому что у всех мало времени, лучше уж посмотреть сериал. Для подкаста нужно совмещение, когда нужно заполнить паузу в потреблении контента. К примеру, когда человек готовит еду или ведет машину. Причем, как правило, человек в это время находится один. Подкаст приходит через наушник прямо в ушко, и это очень личная сцепка.

Тем не менее спикеры согласились с тем, что одни из самых популярных подкастов в нашей стране посвящены книжным новинкам и литературе. Так что совместно эти два направления неплохо уживаются. И вообще проникновение разных видов искусства — это тренд современного времени. Можно вспомнить большое количество примеров, когда вместе с тем или иным художественным литературным произведением, к примеру, выходит аудиодиск в его поддержку.

18.12.2019

Просмотры: 0

Другие материалы раздела ‹Публикации›:

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ