Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото предоставлено Василием Поповым
Перевод пространной поэмы (3254 стихотворных строк) выполнил по подстрочнику молодой поэт Василий Попов. Окончание его работы приурочено к юбилейному году вьетнамского классика - 250 лет со дня рождения.
«До сих пор не было сделано ни одного полного перевода великой вьетнамской поэмы "Киеу", - пояснил сайту ГодЛитературы.РФ переводчик, - а вьетнамцы ждали его уже более полувека. Попытки перевести поэму в советское время были, но по неизвестным причинам не были доведены до конца. Данный перевод - коллективный труд вьетнамских и российских переводчиков и исследователей».
Инициатор и руководитель проекта - Нгуен Хюи Хоанг, кандидат филологических наук, поэт, автор многих книг; провел большую редакторскую работу над переводом поэмы «Киеу». Автор подстрочника - Ву Тхе Кхой, вьетнамский переводчик, один из ведущих специалистов по русской литературе и языку во Вьетнаме, заслуженный учитель СРВ. Основную редакторскую работу на всех этапах реализации проекта выполняли известный вьетнамский переводчик Доан Ты Хюен и российский вьетнамист, кандидат филологических наук Анатолий Соколов.
Книга вышла в издательстве «Общественные науки», г. Ханой при участии Академии общественных наук Вьетнама и спонсорской поддержке Хоанг Ван Виня. В ближайшее время, уверяют участники проекта, поэма «Киеу» будет представлена в России.
Нгуен Зу родился 23 ноября в 1765 г. в семье знатного вельможи. В годы правления Тэйшонов молодой поэт, воспитанный на заповедях конфуцианской этики, отказался от сотрудничества с ними, скитался по стране и долгие годы прожил в деревне предков Тиендиен, познав нужду и лишения. После восшествия на престол Зиа Лонга в 1802 г. Нгуен Зу поступил на службу и дослужился до высоких чинов. Однако тяготился государственной службой, был чужим среди корыстолюбивых и угодливых царедворцев. В 1813-1814 гг. Нгуен Зу во главе посольства ездил в Пекин, ко двору маньчжурских правителей Китая. Впечатления от этой поездки поэт зафиксировал в замечательном по остроте наблюдений цикле стихотворений. Еще при жизни признанный великим поэтом, Нгуен Зу, по свидетельству современников, умер в 1820 г. в состоянии глубокой депрессии.
Главное творение Нгуен Зу и вершина вьетнамской классической поэзии — поэма «Киеу. Стенания истерзанной души», созданная в последние годы жизни поэта. Она повествует о трагической истории женщины изумительной красоты и высоких дарований, любившей и любимой, но вынужденной пройти через два «зеленых терема» (публичных дома), через множество грязных рук. С состраданием, проникновенно описывая злоключения героини по имени Киеу, поэт попутно рисует портреты тех, кто делает Киеу несчастной, кто унижает и втаптывает ее в грязь. Это и мандарин-лихоимец, ввергающий ни в чем не повинную семью в беду, и бесчестные жуиры, стремящиеся извлечь выгоды из трудного положения, в которое попала красивая и талантливая девушка, и содержательницы «зеленых теремов», пекущиеся только о наживе, и вероломные придворные, готовые на любую низость для достижения своей цели. Подобно своему современнику Пушкину, создавшему в романе в стихах целую «энциклопедию русской жизни», Нгун Зу создает целую галерею узнаваемых и реалистичных типов.
Киеу
(Стенания истерзанной души)
Начало поэмы
I. 1
Судьба с талантом в жизни человека
Давно ведёт жестокую борьбу.
Кто скажет вам, что время лучший лекарь,
Тот ничего не знает про судьбу.
Коснись тутовника своей рукою -
Он плод тебе опустит не спеша,
А вскоре станет пустошью морскою…
О как болит от этого душа!
Немудрено: одно дано в избытке,
Другое - в недостатке расцветёт.
К тому же Небо девушек на пытки,
Всегда вперёд из ревности ведёт.
И вот сижу за тусклою лампадой,
В пыли листаю древний фолиант.
Тяжёлая судьба легла наградой
За яркий и божественный талант.
История любви давно минувшей,
История порядочной любви…
За сотни лет не стали люди лучше,
И руки наши всё ещё в крови.
Рассказывают строки: было время,
Когда во всех концах большой страны
Был прочный мир, и рисовое семя
Сажали все с весны и до весны.
Царили дни правления Жа Тиня ,
Династия господствовала Мин.
Но, к сожалению, не это имя
Звучит теперь в названиях долин.
Чиновник жил тогда весьма богатый,
Он славен был и дожил до седин.
Росли потомки в доме бюрократа -
Две дочери-красавицы и сын.
Выонг Куан продолжил род единый
И выбрал службу по стопам отца.
Какой художник вылепил из глины
Такие тонкие черты лица?
А две сестры - как тёплый ветер летний,
Они задуманы на небесах.
Хрупки, легки, как абрикоса ветви,
Чисты душой, как свежий снег в горах.
Ван - младшая, наполненная соком,
С улыбкой распустившихся мимоз.
И тучи в небе тёмном и высоком
Сравнятся разве с цветом тех волос.
А спит она на мягонькой перине,
Цветёт, как те весенние луга,
Свежа она, как ручеёк в долине,
И говорит - как сыплет жемчуга.
Киеу всё же выглядит приметней
И превосходит младшую сестру,
Она одна на этом белом свете
Земную выразила красоту.
Её глаза - прозрачные озёра,
Земля завидует её красе.
Любой цветок на счастье или горе
Вплетённым быть хотел в её косе.
А если взглянет - крепость пошатнётся,
Посмотрит дважды - царства в мире нет.
А если вдруг кому-то улыбнётся,
То словно хлынет с неба белый свет.
Она поёт, рисует и стихами
В полночный час вас может одарить.
Её слова летают с облаками,
Она умеет музыку любить.
________
Поистине возвышенны их лица,
Даны им вёсны, дан им дух и плоть,
Чтоб с выбором своим определиться
И волосы тугие заколоть.
Однако тихо в девичьих покоях,
Живут они спокойно и легко.
Лишь занавески трогают рукою,
Не обращая взгляд ни на кого.
(Перевод Василия Попова)