САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«У нас не хватает книжных развалов…»

Многолетний директор «Библио-Глобуса» Борис Есенькин — о преобладании больших магазинов, e-book и эволюции homo sapiens

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото: Торговый дом «Библио-Глобус»

Огромный «Библио-Глобус» на Мясницкой — неотъемлемая примета не только архитектурного, но и книжного пейзажа Москвы. Ежедневно через магазин проходит порядка 10 000 покупателей, его ассортимент — свыше 250 000 наименований. Созданный в 1957 году (как «Книжный мир»), он был приватизирован в 1992 году и с того времени старается не отставать от веяний времени: завел кафе, книжный клуб и детские мастерские, организует встречи с авторами и расставил информационные стенды, печатающие «шпаргалки» с указанием шкафа и полки найденной книги.

Все эти годы, и даже раньше (с 1989 года), магазин возглавляет Борис Есенькин — доктор экономических наук, кандидат философских наук, кавалер французского ордена Искусств и Литературы. Ему есть что рассказать о книжной торговле.

Когда я захожу в большие книжные магазины в Риме или Милане, мне хочется провести в них всю свою жизнь; в Москве мне часто хочется поскорее купить нужную книгу и убежать. Проблема во мне (в Москве я работаю, а в Риме отдыхаю), или действительно есть разница?

XXI век диктует свои условия общения. Книжные магазины в Риме, Милане, Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах мира начинают искать свою нишу в социокультурном пространстве. Форма общения автора с читателем претерпевает серьезные изменения: e-book, бумажная книга и другие носители различной информации. У homo sapiens все меньше и меньше остается времени на прогулки «просто так», он озабочен получением нужной информации и принятием нужного решения. Ему нужен робот или помощники, которые помогут справиться с нелегкой миссией, или многофункциональный информационно-культурный центр, который будет способен выполнить эту задачу - сервис услуг по Гиляровскому: «Чего изволите-с?». Процесс ломки всегда болезненный, но мы к этому продвигаемся и, думаю, в ближайшие годы мы к этому подойдём, а различия, которые есть в крупных городах мира, - это естественно. Загляните в торговый дом «Библио-Глобус» - здесь вы найдёте спокойствие и удовлетворение своих запросов. (Книжник не убегает, он копается и ищет что-то, о чём он даже чаще и не догадывается, а потом восклицает: «Эврика! Я нашел...!»)

Почему в огромных московских книжных магазинах практически невозможно встретить книги, изданные не в столицах (Москве и в Петербурге), и книги, изданные маленькими (и микроскопическими) независимыми издательствами? Это вопрос логистики, нехватки места или за пределами полутора десятков всем известных издательств и впрямь просто не выпускается ничего по-настоящему качественного?

Беда нашего общества - у нас не хватает книжных развалов, то есть по-настоящему блошиных рынков, как за рубежом. У нас нет единого книжного информационного портала, где каждый автор или издатель различной книжной продукции мог бы встретиться на большой книжной информационной площадке. Это один из аспектов.

Второй - недостаточно информации о месте выпуска различной литературы, которая могла бы найти свою нишу сначала информационно, а потом и физически, если на неё есть потребитель. Торговый дом «Библио-Глобус» готов оказать содействие в обустройстве передачи информации о е-book, или бумажной книге, или просто информации о предполагаемом выпуске. Из всех ситуаций, которые встречаются на пути предпринимателей, всегда есть выход. Современные технологические и логические цепочки помогают снижать издержки. Это и есть фактор, который мог бы участвовать и в снижении цены, и в регулировании ценообразования, но, к большому сожалению, мы постоянно находимся в состоянии догоняющих и все время опаздываем: только отработаешь алгоритм во взаимоотношениях "автор - издатель - книгораспространитель - потребитель", - а здесь опять или налоговые барьеры, или различные изменения в общем по ценообразованию в стране, и получается, что мы часто не бываем готовы к таким стрессовым ситуациям.

Что важнее для книжного покупателя - один четырёхэтажный «книжный супермаркет» или десяток магазинчиков «клубного типа»? Каким вам видится будущее книгоиздания?

Я вспоминаю старое доброе время: в Москве было 217 магазинов, больших и маленьких, и все они работали. Это был XX век. В настоящее время - в XXI веке - книгу как бы отодвинули в сторону, будто это не самое главное. Магазинов в Москве и в других больших городах становится все меньше и меньше, появились другие информационные источники: интернет, пиратство и многое другое, что отодвинуло бумажную книгу, а с ней и маленькие уютные книжные магазины, за черту доступности. Преобладают большие магазины, которые на данный момент, расширяя свой ассортимент сопутствующими товарами, имеют возможность выжить и преобразоваться в другой формат книгораспространения… И в свете происходящего могут быть различные предположения о будущем потребителя, куда он качнется - в сторону е-book или интуитивно он всё-таки будет отдавать предпочтение бумажной книге. В общем, со дня издания Иваном Фёдоровым первой книги - «Апостол» - всегда были взлёты и падения в потреблении печатного слова. Будем делать все, чтобы никогда не потерять бумажную книгу как единственный путеводитель для всех нас.