САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Кошки, комиксы и «Интерстеллар»

Бурная дискуссия развернулась вокруг главной темы Фестиваля детской книги — книги познавательной. Среди предложенных рецептов спасения жанра — обращение к правительству и сплав по реке

Текст и фото: Сергей Алексеенко

Девиз фестиваля — «От познания — к действию». Логично, что эта формула дала имя и первому из мероприятий, посвящённых проблемам познавательного чтения. Как делать научно-популярные книги? Какими целями должны руководствоваться авторы и издатели? Чего ждут от них читатели? Вокруг этих вопросов, озвученных в начале встречи её ведущим, историком Сергеем Ивановым, и развернулась беседа за круглым столом.

Итак, кто он — автор научпопа? Филолог Ирина Арзамасова предложила концепцию автора-философа, который обобщает научное знание и передаёт его детской аудитории. Философ-космист Анастасия Гачева заострила внимание на ответственности писателя, учитывая человекообразующую функцию детской книги. С высот теоретических обобщений беседу спустил действующий автор — Наталия Волкова, написавшая книгу о метро для издательства «Настя и Никита». Она напомнила, что в жизни эта миссия достаётся либо не очень сведущему в науке писателю, либо учёному, который не всегда владеет литературным слогом. Идеальный выход — в сотрудничестве первых и вторых, однако это не всегда возможно: Наталии приходилось самостоятельно отыскивать консультантов, и работа над 20-страничной книжкой растянулась на год.

Детский популяризатор сталкивается и с иными вызовами. Это и проблема равномерной организации эдьютеймента (книга должна быть занимательной, но не легковесной), и всё более и более ощутимая потребность в интерактиве. По этому поводу на круглом столе вспомнили проект «Ралли» издательства «Самокат»: это «игра-прогулка», предлагающая маленькому читателю пройти по нескольким маршрутам и тем самым приобщиться к москвоведению. Сергей Савинков, главный редактор журнала «Юный краевед», привёл пример ещё более масштабный. В рамках программы «По следам писателя Короленко» школьники отправились в путешествие по реке Ветлуге, воспетой в одном из лучших рассказов Владимира Галактионовича — «Река играет». Непосредственный опыт оказался сильнее любых лекций.

Много слов сказано было и о жанре комикса. Отдельные участники круглого стола обвинили его в чрезмерной простоте. На защиту книжек-картинок встал художник-фантаст Геннадий Тищенко, который рассказал о том, что в середине 1980-х в издательстве «Плакат» существовал острый запрос на комиксы... об Октябрьской революции. То есть, просветительский потенциал этого жанра признавался и во времена расцвета отечественного научпопа. Вспоминали и комиксы проекта «Респект», и прославленного «Мауса» Арта Шпигельмана, и биографического «Фрейда» от издательства NoBrow.

Когда речь зашла об актуальном положении вещей, обсуждение ожесточилось. Проблемы налицо. Несмотря на славную и давнюю традицию отечественной познавательной книги, большинство современных изданий в этом жанре — переводные. Тиражи журналов малы. В чём причина?

Зазвучали предсказуемые в подобных условиях реплики о «развращающем влиянии Запада», «заговоре медиа» и «клиповом сознании». Также была выдвинута мысль о консерватизме родителей, который возник у них как реакция на информационное буйство 1990-х. Впрочем, последний тезис быстро оспорили: детство этих самых родителей пришлось ещё на советские годы, когда они вполне могли бы приобщиться к научно-популярной книге. Значит, советское прошлое пора оставить в покое и подумать о том, что делать здесь и сейчас.

Свой рецепт предложила Екатерина Асонова. По её мнению, познавательная книга должна лечь на школьную парту и если не заменить, то уж точно соседствовать с учебником.

— Должна произойти педагогическая редукция, — говорила Асонова. — Нужен некий баланс между материалом учебным, адаптированным и тем, что реально существует в культуре. Я считаю, что, например, по литературе — по крайней мере, в начальной школе? — учебника быть не должно. Цель этих уроков — сформировать свободного читателя. Ребёнку в будущем предстоит выбирать книги. Вокруг них и должен строиться процесс.

Неожиданно последовала реплика «из лагеря» учебников: Ольга Куликова (центр «Арсенал образования») сообщила, что в дополнение к обычным учебникам они издают познавательные и развивающие пособия. Однако их просто не берут книготорговые сети. Вот почему каждый год школьные библиотекари приезжают на форум в Пушкинских горах, чтобы купить на собственные деньги хотя бы несколько экземпляров этих изданий.

«Проклятые» вопросы детской познавательной книги перекочевали и в следующее тематическое мероприятие фестиваля. Им был семинар с исчерпывающим названием «Куда пропал научно-популярный жанр в современной России?» Заседание началось в отменно мрачных тонах: одним из первых взял слово Андрей Ваганов, главный редактор научного отдела «Независимой газеты» и автор книги «Жанр, который мы потеряли». Ваганов заявил, что аудитория потенциальных читателей научно-популярных книг мала: миллион человек на всю страну, по его подсчётам. А объясняется это тем, что рынок для подобной литературы формируют система образования, а также политика государства по отношению к промышленности, науке и технике. Выводы, что называется, делайте сами.

Андрей Ваганов с горечью сравнил эффект, который оказали блокбастеры «Гравитация» и «Интерстеллар» на публику в Великобритании и у нас. Число англичан, поступающих на физические специальности, подскочило на 30%. В России, где те же картины прошли с успехом, не изменилось ничего. Картина печальная, но вскоре в зале прозвучало имя астронома Владимира Сурдина, чьи открытые лекции регулярно собирают не менее полутора тысяч слушателей. Представитель МИА «Россия сегодня» Алексей Титков рассказал о работе лекционных проектов «Спутник чтения» и «Универсариум» (на последний подписалось уже свыше 400 тысяч человек). Михаил Пронин, член совета директоров Свердловской киностудии, поделился своими соображениями о развитии научно-популярного кино и сообщил об инициативах студии сегодня — например, о молодёжном форуме «Кинохакатон».

На семинаре говорили и о частных случаях. Елена Лозовская («Наука и жизнь») рассказала о простейших способах привлечения читателей: за три дня публикация под названием «Почему кошки привередливы в еде?» играючи преодолела рубеж в 30 тысяч просмотров. Тема близка многим. А ведь в самой статье дана серьёзная информация о последних исследованиях особенностей вкусовых рецепторов млекопитающих. Нина Колоскова, ведущий методист Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара, представила целый спектр мероприятий, которыми можно привлечь ребёнка к чтению. «Гайдаровка», например, каждый год составляет списки «Сто лучших новых книг для детей и подростков» (туда попадает и научно-популярная литература), которые помогают сократить путь книг к читателю. Но удивительнее всего оказался проект «Сказка для собаки». Маленькие посетители библиотеки читают вслух безмолвному и внимательному слушателю — собаке.

— Представьте себе: ребёнок никак не мог начать читать. А с собакой всё удалось с третьей попытки. Теперь его постоянно возят к ней через весь город. Ради 20 минут чтения! Дома при этом сидят два своих пса. Я спросила: «Что же ты им не читаешь?» «Они не умеют слушать!» - ответил мальчик.

В конце круглый стол окончательно перестал быть местом обсуждения проблем. Участники начали придумывать настоящие стратегии, которые помогли бы познавательной литературе зазвучать с новой силой. Присутствовавший на заседании Юрий Нечипоренко пообещал, что фестиваль окажет максимальную поддержку всем начинаниям, и согласился: познавательная литература — дело государственной важности. На столе тем временем лежала книга Юрия Дмитриевича. На обложке её стоял Ломоносов, а называлась она: «Помощник царям».

2 круглый стол