САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Корней Иванович», детские книги и вопросы этики

Беседа с Ириной Рочевой, создателем детского магазина «Корней Иванович» (Тула) и первым лауреатом премии ярмарки «Нон/Фикшн»

Магазин Корней Иванович
Магазин Корней Иванович

Интервью: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ

Фото со страниц в фейсбуке Ирины Рочевой и магазина «Корней Иванович»

Тула, несмотря на близость Ясной Поляны, славна скорее прянично-оружейными, чем книжными традициями. Ситуацию едва ли не в одиночку пытается переломить Ирина Рочева. Два с половиной года назад она создала первый и единственный в городе клубный магазин детской книги "Корней Иванович" и все это время борется за его существовование, прибегая порой к отчаянным мерам. Ее усилия по достоинству оценены коллегами: на недавно закончившейся ярмарке "Нон/Фикшн" Ирина получила учрежденный экспертным советом ярмарки «Приз книжного сообщества». За «лучшее книжное пространство и детскую программу», как говорится в его решении.

В магазине Корней Иванович

Как давно существует магазин?

Ирина Рочева: Мы открылись 4 апреля 2014 года. Месяц до открытия ушел на ремонт полуаварийного помещения-ларька, в котором до нас продавали напитки и продукты, а в 40-е годы была трансформаторная будка.

А как вам вообще пришла в голову такая мысль - открыть в Туле магазин детской книги?

Ирина Рочева: Это естественно вытекло из нашего с мужем родительства. Дочке на тот момент было три с хвостиком. И, конечно же, то, что мы видели в тульских книжных магазинах, совершенно не удовлетворяло никакой вкус. Невозможно было найти ни качественных репринтов, ни современных книг российских и зарубежных авторов. В интернете заказывать я не люблю, поэтому мы возили книги из Москвы и Петербурга. И вот однажды ехали из Питера, везли багажничек книжек, и прямо в машине я мужу сказала: «Я все придумала».

Встретила ли эта затея понимание у посетителей, читателей, покупателей? И встретила ли она понимание у городских властей? Оказывавется ли вам какая-то социальная поддержка?

Ирина Рочева: У покупателей, конечно, встретила. Мы дружим семьями со многими горожанами, дети с первого дня открытия и сейчас уже третий год с нами растут, и таких семей становится все больше, это одна из главных радостей в нашем деле. Есть среди наших друзей и покупателей и представители властей. Министр социального развития области часто покупает у нас книги для внука, например. В этом году при поддержке Министерства культуры и туризма Тульской области провели первый в истории города и области детский книжный фестиваль, который должен стать ежегодным. Так что необходимая и разная поддержка есть.

Вы имеете в виду фестиваль «ЛитераТула»? Расскажите о нем подробнее.

Ирина Рочева: В 2015 году мы ("Корней Иванович" и ТГПУ им. Л. Н. Толстого) стали принимающей стороной передвижного книжного фестиваля "Книжка под подушку", который проводит мой любимый книжный автобус «Бампер». У них  концепция - каждый год привозить фестиваль в новый город, чтобы показать лучшие современные детские книги там, где их попросту нет и взять негде. Для нас это был важный и удачный урок сотрудничества с более опытными единомышленниками. Администрации области наша инициатива понравилась, и уже в 2016 году нам помогли провести свой, тульский фестиваль "ЛитераТула". Дали бюджет, дали Тульский кремль, дали абсолютно зеленый свет и свободу действий. Без всякого лукавства говорю: никто никому не мешал, было полнейшее доверие и поддержка, активное участие и соучастие в жизни фестиваля. Мы смогли пригласить более 20 гостей - авторов, иллюстраторов, педагогов, специалистов по детскому чтению, провести почти 50 книжных презентаций, мастер-классов, спектаклей и прочих мероприятий. Несмотря на сложности с погодой и работой на открытой площадке, за три дня (13, 14 и 15 мая) фестиваль посетило около 3000 человек. И что очень важно - туляки приходили на фестиваль подготовленными, зная, какое издательство привезло ту или иную новинку, с вопросами к писателям и издателям. И в этом я вижу заслугу «Корнея…» - ежедневная работа по популяризации современных детских книг приносит свои плоды.

А сейчас уже готовим второй фестиваль, который вновь пройдет в мае в кремле.

Вы говорите, что вы с покупателями дружите семьями. Это восхитительно, но позволяет ли вам это жить именно как магазину? Когда я спрашиваю, полюбили ли вас читатели, я, разумеется, имею в виду не эмоции, а то, достаточна ли проходимость, оборачиваемость?

Ирина Рочева: В сентябре мы поменяли помещение, переехав на сто метров вправо. Это вызвало бурю эмоций в районе - вы не закрываетесь? Чем помочь? Покупатели приходили помогать переносить мебель и книги. Для кого-то уже семейная традиция зайти к нам раз в неделю, в воскресенье, поздороваться, хоть одну книжечку купить. Так что, думаю, многие нас полюбили. Если мы продолжаем работать, значит, и проходимость для существования достаточная. Концы с концами сводим, и на том спасибо. Аренда, зарплата, налоги - на самое необходимое хватает.

К сожалению, долги перед поставщиками есть, но я их стараюсь удерживать в рамках разумного, и издательства с пониманием относятся к нам, тоже со многими уже дружим. Поэтому все нормально

Вы единственный в 600-тысячной Туле магазин такого формата. Насколько масштабируем ваш опыт?

Ирина Рочева: У нас очень маленький коллектив, четыре человека, достаточные финансовые трудности, очень большая доля личного участия и отношения ко многим процессам, далеко не все они идеальны, но в то же время уже немало уникального опыта существования в условиях провинции (потому что Тула - это, конечно, не Москва и даже не Екатеринбург, город небольшой). Поэтому не знаю, наверное, при определенных условиях можно попробовать повторить и улучшить наш опыт. Что-то можно масштабировать, нашу уникальную атмосферу и душу проекта - наверное, нет. Ведь у нас не только продажи книг, а целая история по "прививанию любви к чтению". Книжный клуб, не только магазин. Моя родная сестра ежедневно ведет огромную работу с детьми разного возраста, средства и цель в которой - чтение и книги. Мы привозим каждый месяц в гости авторов, иллюстраторов, организуем интересные встречи с туляками редких профессий, устраиваем собственные книжные праздники и т. д.

В конце 2014 года мы открыли маленький филиал в отдаленном районе города, но оказалось, что его жители все равно предпочитали ездить в центр, в наш основной магазин, потому что там "ваша атмосфера и общение, а здесь только ваши книжки". Так что через месяц работы мы этот филиал закрыли. Но если будут предложения от инвесторов и помощь в масштабировании — готовы пробовать.

Масштабировать, то есть увеличить, нельзя; а мультиплицировать, то есть умножить? Можно ли создавать такие авторские магазины в других городах — я имею в виду, за пределами Москвы, Петербурга, Новосибирска?

Ирина Рочева: Можно, я считаю. Мне часто пишут люди с просьбой поделиться секретами своего бизнеса, как начинали и т. д. Я честно делюсь и всегда начинаю с того, что это не бизнес, потому что пока никакой прибыли мы не получаем. Часто на этом вопросы и заканчиваются... У меня уже была мысль написать какой-то опорный текст, чтобы каждый раз все это заново не рассказывать, потому что вопросы типичные. Как правило, у людей все начинается точно так же, как и у нас, - с мечты, но пока я знаю только одного человека в Вологде, Ольгу Варегину, которая довела разговоры до реализации собственного проекта. Они с коллегами открыли магазин подобного формата, но там больше детский центр развития, а книги занимают какую-то дополнительную часть. У нас все-таки книжный магазин - это основа, хотя и  занятия - абсолютно полноценная история. В любом случае человек, который возьмется за подобный проект, должен понимать, что это больше творческий труд, чем бизнес-модель какая-то.

А почему это не бизнес-модель? У всех есть дети, детям нужны книжки, всякие прочие развивающие товары.

Ирина Рочева: Любой бизнес ставит целью заработать.

Ну да. А разве другим целям это противоречит?

Ирина Рочева: В нашем случае это не цель, и нам пока не удалось заработать ничего.

То, что в данном случае заработать - не самоцель, это я понимаю, но почему нельзя заработать попутно, так сказать?

Ирина Рочева: Ну, потому, что если ты хочешь заработать, ты должен делать неприличную наценку на книги, от ста процентов, заполнить большую часть магазина всякой канцеляркой, ненужной мелочовкой и т. д. Мы такого себе не позволяем. Все-таки  независимые авторские магазины, они прежде всего стоят на том, что это минимальная наценка, уникальный книжный ассортимент и функция проводника в выборе. Ассортимент "Корнея..." очень авторский, я лично отбираю каждую книгу на полки,  книг "с глазками", музыкой, запахами, встроенными погремушками, книжных сериалов сомнительного качества у нас нет и никогда не будет. Наша наценка на книги действительно минимальная, необходимая для выживания. Я знаю, что у нас книги в два-три раза дешевле, чем в сетевых книжных города, мы всегда это мониторим. Одна и та же книга у нас может стоить 300 рублей, а в сетевом магазине на нашей же улице — 500—600 рублей. Одна и та же книга. Соответственно, кто-то на этом зарабатывает. Для нас важен вопрос этики.

А насколько пересекается ваш ассортимент с сетевыми магазинами? У вас, я смотрю, книги с очень большим разбором и вкусом подобраны.

Ирина Рочева: Вообще практически не пересекается. В крупных сетевых магазинах могут проскакивать книги "наших" издательств, но это буквально одна-две. Если там можно найти 4—5 книжек, например, «Самоката», то для нас «Самокат» одно из главных издательств, с которым мы работаем. Это такой must-have, в котором мы берем все, и условно, не глядя, знаем, любим, общаемся, проводим совместные мероприятия с издательством.  И таких издательств у нас более двадцати пяти.

С одной стороны, это сложность, потому что люди приходят и не понимают, чтó мы предлагаем, — каждый день кропотливо с новым покупателем проводим знакомство, объясняем, почему эти книжки у нас, а не те, почему у нас иностранные авторы, а не Носов, Маршак и Чуковский (они у нас тоже есть). С другой стороны, наш ассортимент - это наше лицо. Это наше все!

А почему вообще возникает такое трагическое, я бы сказал, расхождение? Почему в больших сетевых магазинах одно, а в маленьких авторских другое? Тула же не такой большой город, родители с детьми — одни и те же люди, ходят одними и теми же путями, как так получается?

Ирина Рочева: Как и во всем: есть масс-маркет, а есть хендмейд. И масс-маркет на другом стоит. Там никто не будет выковыривать каждую книжку, следить за каждой книжкой, читать ее, переписываться с автором и прочее и прочее.

Мне недавно один прекрасный молодой писатель рассказал о его впечатлении от встречи с руководителем крупнейшего книгопроизводственного и книготоргового холдинга в России. Так вот на встрече с писателями в обращенной к ним речи этот руководитель ни разу не употребил слово "писатель", или "автор", или "создатель". Знаете, какой термин он употреблял? "Поставщики контента". Издательства, с которыми работаем мы, издают книги авторов и писателей. И поэтому наши клиенты не потребители контента, а читатели, пускай и маленькие пока.  Это просто две разные совершенно вещи, как «Макдоналдс» и какое-то семейное кафе. Изначально совсем другая история.

Ирина Рочева