САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Изгоняем чудовищ речи!

Есть ли жизнь без «вау», «круто» и «супер», или Как научить ребенка красиво говорить

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото предоставлены автором книги

«Вау, это круто!» Посчитайте, сколько раз в день вы слышите это от своего ребенка. А если попросите его выразить ту же мысль по-русски, уверены, что он быстро найдет подходящие слова? Хотите, чтобы ваши дети избавились от слов-паразитов и научились свободно выражать свои мысли на родном языке, тогда вам, возможно, пригодится книга для умных родителей «Лексикон». По словам автора, поэта Никиты Замеховского-Мегалокарди, эта книга для тех родителей, кто хочет, чтобы речь их детей не была штампованной, а мышление — трафаретным.

Никита Замеховский-Мегалокарди с детьми

Автор книги Никита Замеховский-Мегалокарди с детьми

Никита, какие же такие «нехорошие» слова стала говорить ваша дочь, что вы не только решили написать книгу, но и запустили целый просветительский проект «Лексикон»?

Никита Замеховский-Мегалокарди: Дочка, пообщавшись с соседями, принесла домой известные всем словечки «прикол», «круто», а еще это вездесущее «вау». Я стал объяснять ей, что лексикон может быть засоренным. На что она спросила: «А что такое лексикон?» И я, чтобы не зайти в тупик, объясняя ей это слово, сел и буквально за несколько дней написал стихотворение про Лексикона. А потом возникла идея оснастить стихотворение словариком, потому что в тексте оказалось много сложных для ребенка слов, которых нет в его активном употреблении. Но мне кажется, имеет смысл наполнять речь ребенка в том числе и сложными словами. Потому что дети мыслят просто, но не примитивно.

Как вы выбирали слова для вашего словарика? Откуда такое редкое слово, как «жменя», например?

Никита Замеховский-Мегалокарди: Это те слова, которые входят в мой лексикон. Так что они естественным образом влились в стихотворение. Некоторые говорят, что «жменя» - это украинизм, но это славянизм, который мы незаслуженно забыли.

Но дети-то живут в мире, в котором люди употребляют совсем другие слова…

Никита Замеховский-Мегалокарди: Но это не значит, что у них ладонь не состоит из пяти пальцев и что, сжимая что-то, их ладонь не превращается в жмень.

книга Лексикон

Общение между людьми в последнее время сильно виртуализировалось. Уже не надо писать письма, да и разговаривать особо ни к чему — ведь есть мессенджеры. Речь слишком упростилась…

Никита Замеховский-Мегалокарди: Мне кажется, мы часто путаем простоту и упрощение речи с ее примитивизацией. Речь не должна быть примитивной. Потому что как только она становится примитивной, это означает, что мы начинаем примитивно мыслить. Это всем известная теория Сепира — Уорфа. Как только мы перестаем употреблять в речи определенные слова, соответствующие определенным понятиям, значит, этих понятий у нас уже нет. Так мы скоро придем к тому, что забудем слово «отчизна». А тогда у нас и отчизны тоже не будет.

Если честно, для меня это очень наболевшая тема. По роду своей деятельности (инструктор по серфингу) я много общаюсь с поколением людей, достаточно молодых. Обычно я задаю им три вопроса: «Какая птица долетит до середины Днепра?», «Что такое расстегай?» и  «Кто, как лягушка, ускакал от меня?». Как правило, процентов 80 на все три вопроса ответить не могут. Зато 100 процентов, не задумываясь, отвечают на такие вопросы: «Кто такой Николас Кейдж?» «Кто такой Стивен Кинг?», «Что такое гамбургер?». Выходит, у нас выросло поколение не русских людей, а «американцев». Это носители мультикультуры, которые пока еще говорят на русском языке.

Все же начинается с речи. Потеря речи ведет к потере эпоса. Потеря эпоса ведет к потере корней. Кстати, эпос у нас уже почти отсутствует. Современные молодые люди уже не читают, вернее, им уже не читают сказки про Вольгу, Микулу Селяниновича и Алешу Поповича. У них теперь другие герои и другие интересы. И пока мальчишки не начнут снова играть в Илью Муромца, а девочки не станут Василисами Прекрасными, а будут рядиться в костюмы Человека-паука, ничего хорошего нам это не сулит.

Разворот из книги Лексикон_01

На это вам возразят, что каждому времени свои герои. Детям интереснее читать про своих сверстников, живущих в то же время, что и они, и говорящих на понятном им русском языке…

Никита Замеховский-Мегалокарди: Безусловно, каждому возрасту соответствует определенная литература. Но что касается Василисы Прекрасной — это начало начал. Если мы не заинтересуем малыша Марьей-искусницей и Ильей Муромцем, то есть его коренными архетипами, несущими в себе культурный код, он потом никогда не заинтересуется ни Достоевским, ни Чеховым, ни Толстым.

Нужно начинать воспитывать умного человека, когда он только начинает говорить.


Умение правильно использовать родную речь, задействовать богатый и красивый словарный запас - вот чему надо учиться.


А еще важно наладить двустороннюю связь между человеком и обществом. Собственно, в этом и есть главная задача книги и всего проекта «Лексикон». В буквальном смысле спасти носителя русского языка.

Не скрою, для меня эта задача несколько меркантильна. Я все-таки причисляю себя к русскоязычным авторам (хотя по национальности совсем не русский), и мне хотелось бы, чтобы меня читали.

Ваша книга как будто специально сделана для того, чтобы родителям пришлось на время забыть о заботах, оторваться от смартфонов и пообщаться с собственным ребенком.

Никита Замеховский-Мегалокарди: Сегодня размывается не только сама система общения между людьми, но и вообще институт семьи. Моя книга написана достаточно сложно как раз для того, чтобы малыш не смог прочитать ее самостоятельно. Он будет подходить к родным и задавать вопросы. Хочется верить, что это поспособствует возвращению нормального человеческого общения в семью.

Расскажите поподробнее про проект «Лексикон».

Никита Замеховский-Мегалокарди: Помимо основной книги мы планируем выпустить три словаря. Русский этимологический словарь, в котором разбираются слова, которые, к сожалению, выходят из активного употребления. Слово «реять», например. На каждую букву — одно слово. Получится такой небольшой сборник стихов с простым этимологическим разбором слов. Потом словарь иностранных слов, в котором мы расскажем, откуда пришли в русский язык такие слова, как «конфета», «акробат», «зодиак»… Тоже будет стишок и толкование. И, наконец, толковый словарь, где объясняется уже смысл слов. Слова для ребенка непростые: «ангел», «Бог», «герой»… Первые два словаря уже готовы, один из них совсем скоро отправится в печать. Над третьим словарем я сейчас как раз работаю.

Но этим проект не ограничивается. Есть еще коробки SOS-Лексикон с играми. И еще я хочу сделать много открыток, толкующих слова. Например, Лексикон и архитектура, Лексикон и спорт, Лексикон и футбол. Этот проект мы лелеем вместе с Дмитрием Сычевым.

Также планируется выпустить сборник из 10 небольших рассказов. Лексикон, розовый дракон и их друзья попадают в разные перипетии, переживают разные приключения, открывают новые слова и борются со словами-паразитами. Рассказы написаны как сюжеты для серии мультфильмов. Так что планов громадье, осталось только воплотить их в жизнь. Пока все держится на энтузиазме нашей небольшой, но дружной команды, в которой есть и профессиональные филологи, и талантливые художники, и люди, занимающиеся нашим интернет-проектом.

Разворот из книги Лексикон_02

Совет от Никиты Замеховского-Мегалокарди:

Моей старшей дочке скоро будет 8 лет. Помимо Лексикона, а на ней было очень многое опробовано, мы вместе играем в очень простую игру. Открываем любую книгу с хорошими репродукциями. У нас, например, путеводитель по Прадо. И начинаем рассматривать картины — пейзажи, натюрморты, портреты — и выясняем, что на них изображено. Я добиваюсь того, чтобы она сама все рассказывала, потому что до этого я уже обо всем ей рассказал. При этом она учится полно рассказывать о том, что видит. А поскольку картины сами по себе очень интересны и ей особенно нравятся портреты принцесс, графинь и герцогинь, она стремится рассказать как можно больше. А заодно и самой больше узнать. Так у нее формируется потребность обмениваться информацией. Ведь важно научиться не только правильно получать информацию, но и делиться ей с другими.

Ссылки по теме:

Тру и слоупок: вышел «Словарь языка интернета.ru» — 14.12.2016

«Люблю такое» — 18.05.2015

Тупить, гнобить, «имеет место быть» — 15.09.2015