Текст: Наталья Соколова/РГ
Фото: «Российская газета»
На лекции Михаила Веллера по традиции собралось немало поклонников творчества писателя. Если кто-то хотел на Красной площади узнать о творчестве шестидесятников, то лучшего способа, чем лекция Веллера, было просто не найти. Кратко, емко и с личным отношением. Творчество Веллера во многом сформировалось под влиянием шестидесятников, так что об эпохе он знает всё.
"Получаса, конечно, мало, чтобы объять тему «оттепели», — начал Веллер.
Серьезных трудов по литературе 60-х нет, а тем более правдивых. Как считает Веллер, любой историк, который писал об этом времени, грешил против правды, находясь в идеологических рамках.
Точка отсчета «оттепели» - 1953 год. Умер Сталин, "запахло послаблениями".
Вышла книга Эренбурга «Оттепель». С нее и началась история «оттепели» по Веллеру.
"Евтушенко, Вознесенский - вечный спор, — говорит Веллер. — Кто первый, а кто второй? У Евтушенко все понятно, Вознесенский сложен. Но и тот и другой находили своих читателей".
У Веллера шестидесятники шире того понятия, которое в него вкладывают литературоведы. К шестидесятникам, а не к «деревенщикам», как написано в некоторых учебниках, он относит и Василия Шукшина. "Это потом были "Микроскоп" и "Срезал", а сначала был суровый рассказ "Охота жить". — Веллер посоветовал перечитать Шукшина. — Тяга Шукшина к значительным ситуациям, сложным коллизиям, философскому осмыслению жизни ясна в нем. Позднее Шукшин отказался от весомых сюжетов и драматических конфликтов, перейдя к ситуациям анекдотического характера".
Но ранние рассказы - это особая страница в творчестве Шукшина. Особенно "Охота жить" - рассказ-судьба, рассказ-исповедь.
Еще одно произведение, которое Веллер советует перечитать, — "Долгое прощание" Трифонова.