САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Булгаков, Рушева, Чудакова

В секции Нон-Фикшн прошла презентация книги «Мастер и Маргарита» с иллюстрациями Нади Рушевой.

Михаил-Булгаков.-Мастер-и-Маргарита-с-иллюстрациями-Нади-Рушевой
Михаил-Булгаков.-Мастер-и-Маргарита-с-иллюстрациями-Нади-Рушевой

Текст: Андрей Васянин / РГ

Фото: Михаил Синицын / РГ

Благородный Мастер с отрисованным тушью тонким лицом и бородкой, Марк Крысобой, поднявший с земли легонького Иешуа, медальный профиль Пилата, решительная Маргарита с раздуваемыми ветром волосами... Иллюстрации Нади Рушевой к «Мастеру и Маргарите»- один из самых известных циклов художницы. Ее учитель Василий Ватагин говорил: "Дожить бы до издания книги «Мастер и Маргарита» с этими иллюстрациями! Да это и не иллюстрации, это всплеск психологических этюдов, рисунков, живущих своей жизнью параллельно с романом"

И только сейчас булгаковский цикл Нади получил достойное оформление – выйдя в книге издательства АСТ.

Презентацию красного тома с рисунком Нади Рушевой на обложке и ее же рукой выведенным названием книги открыла руководитель мемориального музея Нади Рушевой в московской школе номер N 1466 Наталья Усенко, рассказывавшая собирающейся публике о своём музее.

Неожиданно эта история была прервана: на помост павильона поднялась, опираясь на чью-то руку, Мариэтта Омаровна Чудакова.

Ее тут ждали - литературного критика, едва ли не первого булгаковеда в нашей стране, автора первого жизнеописания Булгакова, которое увидело свет в 1988.

Мы услышали историю ее знакомства с Еленой Сергеевной Булгаковой, впечатления от первого чтения романа. Но


Мариэтта Омаровна принесла в шатер Нон-Фикшн и раритет - свой дневник 69 года с первыми впечатлениями ее и Елены Сергеевны от рисунков Нади Рушевой к роману.


Их в тот день принес Елене Сергеевне Николай Рушев,  хранитель архива художницы.

Пожелтевшие страницы, с трудом разбираемый Чудаковой ее почерк полувековой давности… Перед нами были первые свидетельства о работах, украсивших в конце концов книгу, которая лежала на столе перед нами. Приводим их с любезного разрешения Мариэтты Омаровны.

«Была у Елены Сергеевны с 17 до 4 утра. Приходил Николай Рушев, принес рисунки Нади, что она делала этой весной. Он все время улыбался , чтобы не плакать. По той же причине он быстро и не умолкая говорил. «Дома я говорю тихо, медленно. – говорил он. - А здесь тороплюсь высказаться – ибо знаю, скоро мне уходить».

У него 2 папки рисунков Нади к «Мастеру..». Уловлены все пласты романа. Слишком детский Иешуа – кроме того, что на кресте. Крысобой – как Бармалей. Пилат с набрякшими от головной боли глазами хорош. Прекрасная в обычном смысле слова Маргарита. Рисунок боттичелиевский, лаконичность – предельная. Детская дерзость: Азазелло с профилем Пушкина. Иногда чуть проглядывает глазуновщина в глазах.

Прекрасен рисунок к первой сцене романа. Видно очень доброе отношение к Иванушке Бездомному. Маргарита хорошо к нему относится – это и Елена Сергеевна подтверждает. Отец говорит – «Надя прочла роман не через Мастера, а через Маргариту…»

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита с иллюстрациями Нади Рушевой 3