Текст: Андрей Васянин / РГ
Фото: Михаил Синицын / РГ
Благородный Мастер с отрисованным тушью тонким лицом и бородкой, Марк Крысобой, поднявший с земли легонького Иешуа, медальный профиль Пилата, решительная Маргарита с раздуваемыми ветром волосами... Иллюстрации Нади Рушевой к «Мастеру и Маргарите»- один из самых известных циклов художницы. Ее учитель Василий Ватагин говорил: "Дожить бы до издания книги «Мастер и Маргарита» с этими иллюстрациями! Да это и не иллюстрации, это всплеск психологических этюдов, рисунков, живущих своей жизнью параллельно с романом"
И только сейчас булгаковский цикл Нади получил достойное оформление – выйдя в книге издательства АСТ.
Презентацию красного тома с рисунком Нади Рушевой на обложке и ее же рукой выведенным названием книги открыла руководитель мемориального музея Нади Рушевой в московской школе номер N 1466 Наталья Усенко, рассказывавшая собирающейся публике о своём музее.
Неожиданно эта история была прервана: на помост павильона поднялась, опираясь на чью-то руку, Мариэтта Омаровна Чудакова.
Ее тут ждали - литературного критика, едва ли не первого булгаковеда в нашей стране, автора первого жизнеописания Булгакова, которое увидело свет в 1988.
Мы услышали историю ее знакомства с Еленой Сергеевной Булгаковой, впечатления от первого чтения романа. Но
Мариэтта Омаровна принесла в шатер Нон-Фикшн и раритет - свой дневник 69 года с первыми впечатлениями ее и Елены Сергеевны от рисунков Нади Рушевой к роману.
Их в тот день принес Елене Сергеевне Николай Рушев, хранитель архива художницы.
Пожелтевшие страницы, с трудом разбираемый Чудаковой ее почерк полувековой давности… Перед нами были первые свидетельства о работах, украсивших в конце концов книгу, которая лежала на столе перед нами. Приводим их с любезного разрешения Мариэтты Омаровны.
«Была у Елены Сергеевны с 17 до 4 утра. Приходил Николай Рушев, принес рисунки Нади, что она делала этой весной. Он все время улыбался , чтобы не плакать. По той же причине он быстро и не умолкая говорил. «Дома я говорю тихо, медленно. – говорил он. - А здесь тороплюсь высказаться – ибо знаю, скоро мне уходить».У него 2 папки рисунков Нади к «Мастеру..». Уловлены все пласты романа. Слишком детский Иешуа – кроме того, что на кресте. Крысобой – как Бармалей. Пилат с набрякшими от головной боли глазами хорош. Прекрасная в обычном смысле слова Маргарита. Рисунок боттичелиевский, лаконичность – предельная. Детская дерзость: Азазелло с профилем Пушкина. Иногда чуть проглядывает глазуновщина в глазах.
Прекрасен рисунок к первой сцене романа. Видно очень доброе отношение к Иванушке Бездомному. Маргарита хорошо к нему относится – это и Елена Сергеевна подтверждает. Отец говорит – «Надя прочла роман не через Мастера, а через Маргариту…»