Интервью: ГодЛитературы.РФ
В ходе книжного фестиваля «Красная площадь» старейшее московское полиграфическое предприятие АО "Первая Образцовая типография" представило свою концепцию SLOW LIFE (буквально — «Медленная жизнь») и связанные с нею сервисы — PrimePublish, предназначенный для самостоятельных авторов, и PrimeLibrary, рассчитанный на библиофилов, ценящих уникальные экземпляры. Мы спросили у Бориса Горелика, руководителя Центра инновационных проектов Первой Образцовой типографии — что, собственно, подразумевается под «Медленной жизнью»?
Жизнь всё убыстряется: вопросы, которые раньше требовали обязательных личных встреч и длительного согласования "путем взаимной переписки", сейчас решаются коротким разговором в скайпе или в ватсапе; вы же отстаиваете необходимость "медленной жизни". Почему?
Борис Горелик: Инициатором движения Slow Life стал в конце прошлого века итальянец Карло Петрини. Он говорил: «Мы разучились чувствовать и наслаждаться тем, из чего наша жизнь состоит!» И предложил идею «медленной еды» в противовес фастфуду. Причем термин «Slow»
адепты философии Slow Life понимают не как «медленный», а как «осознанный» подход.
Это касается, разумеется, не только еды, но относится ко всем составляющим нашего бытия. Просто на примере еды проще объяснить базовые идеи «осознанной жизни». Попробуйте за ужином с семьей отключить все гаджеты, отложите переписку в чатах и пролистывание социальных сетей. А вместо этого насладитесь неспешной беседой и вкусом блюда. За это время не рухнет ваш бизнес, зато отдохнет мозг и вы почувствуете наслаждение от вкуса привычной еды.
И так во всем — в работе, в отношениях, в творчестве и культуре потребления.
Книгоиздание — та область человеческой деятельности, в которой убыстрение особенно заметно. Ещё на памяти ныне здравствующих писателей и редакторов книги (особенно научные) готовили к печати годами; с помощью же PrimePublish книгу можно качественно издать за считанные недели. Как это сочетается с концепцией Slow Life?
Борис Горелик: Slow, как мы уже говорили, — это не столько «медленно», сколько «осознанно, гармонично, со смыслом». И никакого противоречия здесь нет. Действительно, ускорился технологический и производственный процесс, новые технологии позволили сократить время верстки, обработки материала, передачи данных. Но время, затрачиваемое на подготовку текста, его редактуру, не изменилось. Потому что это качественный процесс.
Поэтому
мы считаем творчество — в том числе и писательство — непременной составляющей Slow Life.
И речь идет не столь о скорости процесса, а скорее о качестве. Мы приглашаем тех, кто творит для собственной души, для самопознания, реализуя в своих произведениях неосуществленные в «настоящей жизни» мечты, либо делится своим опытом, итогом серьезных исследований и научных разработок, создавая монографии и учебные пособия, обращаться к нашему сервису и не отказывать себе в возможности издать свою книгу в любом формате — печатном или электронном. Не будем обольщаться — издать книгу в известных издательствах удаётся единицам. В электронном сервисе PrimePublish вы сможете подготовить и опубликовать книгу, не уступающую в печатном виде по качеству профессиональным аналогам. Эта книга станет и итогом, и наградой вашему выбору в пользу "осознанной жизни".
Бумажная книга в современном понимании существует около 500 лет — с тех пор, как венецианский печатник Альд Мануций (избравший своим девизом festina lente - "поспешай медленно") первым додумался набирать гутенберговыми «подвижными литерами» не огромные дорогущие фолианты для герцогов и епископов, а привычные нам томики, которые можно сунуть в сумку или под мышку. Это не больше чем восьмая часть всего четырехтысячелетнего периода существования письменности. И явно не последний её этап. Каким вам видится будущее бумажной книги на ближайшие пятьсот лет?
Борис Горелик: Мы оптимисты и верим в будущее печатной книги. Основанная 140 лет тому назад великим книжником - русским издателем и просветителем Иваном Дмитриевичем Сытиным, наша Первая Образцовая типография, безусловно, без работы не останется. В ближайшее столетие уж точно.
А если серьезно, во многом судьба такого продукта, как книга, обусловлена многими факторами развития общества, наличия либо ограниченности ресурсов и теми функциями продукта, задачами, которые книга решает. Безусловно, потребительские привычки меняются с развитием цифровых технологий, растет поколение, выросшее в среде активного потребления удобных электронных продуктов, в том числе и книг…
Сложно делать длительные прогнозы, но нам кажется, что задачи получения, передачи и обмена информации в образовательных и аналитических целях могут решать и электронные книжные продукты. А вот привнесение эмоциональных, ценностных характеристик в процесс чтения, потребления книжного продукта дает нам основание говорить о том, что бумажная книга будет использоваться через столетия. Причем
печатная книга настолько совершенна, доведена до оптимума, что ее вид вряд ли серьезно изменится со временем.
Возможно, КНИГА в течение следующих 500 лет будет играть роль хранителя памяти и традиций поколений. Но сомнений в её долгой жизни нет! Более того: возможно,
книга сама будет произведением искусства, наподобие гениальных картин Леонардо да Винчи.
Уже сейчас мы создаем силами нашей переплетной мастерской сервиса PrimeLibrary подобные уникальные экземпляры с ручным переплетом. И собираем из них целые личные библиотеки в эксклюзивном дизайне.
Хотели бы обратиться к последнему роману Владимира Сорокина "Манарага". Писатель, известный тем, что его литературные пророчества воплощаются в жизнь с завидной (или пугающей) регулярностью, делает КНИГУ главной героиней романа. Да, ее сжигают, но она тем не менее остаётся главной ценностью цивилизации будущего. Ее духом питаются наравне с пищей земной. Вокруг неё вращается жизнь даже пресыщенных гурманов. Разве это не метафора судьбы печатной книги?
* Партнерский материал создан редакцией ГодаЛитературы.РФ совместно с АО "Первая Образцовая типография" - соорганизатора конкурсов ГодаЛитературы.РФ, издателя книги «Дама с собачкой» и Путеводителя по фестивалю "Красная площадь".