САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Французский нам не нужен

Ольга Васильева: «Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их!»

Ольга Васильева
Ольга Васильева

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: фрагмент интервью

Когда школьники будут учиться по электронным учебникам? Какой предмет заменят в расписании шахматы? И когда в школах отменят обязательный второй иностранный язык? На эти и другие вопросы министр образования и науки РФ Ольга Васильева ответила в интервью RT.

Электронный ресурс, цифровой — это тот инструментарий, без которого нам, естественно, в XXI веке трудно двигаться вперед, — говорит министр. — Это понимает каждый. И любая образовательная система — это совмещение того, что есть, с теми новыми инструментами, которые нам предлагает жизнь. Сейчас есть большой проект, который находится на стадии развития, называется он «Российская электронная школа».

По словам Ольги Васильевой, на этой электронной платформе будет собрано более 180 тысяч содержаний уроков по всем предметам. Планируется, что это будет «живой» ресурс, и каждый учитель сможет моделировать и добавлять свои уроки.

— Там должна быть по проекту мощнейшая поддержка видеоряда. Допустим, это большой набор взвешенных, небольших (на 7—10 минут) документальных роликов, которые посвящены различным направлениям нашего образования. Там же будут лучшие спектакли, виртуальные музеи, лучшие музыкальные концерты, — добавила Ольга Васильева.

Она также напомнила, что есть несколько больших проектов, нацеленных на развитие цифрового обучения в рамках высшего образования. К 2025 году на этих площадках должно быть доступно более 3,5 тысячи различных курсов.

Но движение вперед неразрывно связано с ностальгией по прошлому. Споры о том, какое образование лучше, современное или советское, продолжаются до сих пор.

— И ностальгия не только у нас, а во многих странах — по классическому образованию, — говорит министр. — И классические университеты останутся всегда. Вопрос в том, в каком количестве они останутся, но то, что они останутся, — это точно. В чём проблема сегодняшнего дня? Наши сегодняшние детки не хуже и не лучше, они просто другие. Родители (и особенно дедушки и бабушки, которые учились значительно раньше), конечно, сравнивают. Есть большая проблема, которая действительно требует решения (и я понимаю родителей, когда они об этом говорят), — это потеря функционального чтения.


Наши дети читают очень мало. У нас примерно, по исследованиям, 25% населения не владеет навыками функционального чтения. Это значит, что вы читаете текст и не можете тезисно пересказать содержание.


Еще одна особенность наших детей состоит в том, что они молчаливы. Глава Минобрнауки напомнила, что занятия и в школах, и в вузах строятся по принципу монолога учителя. А дети в основном молчат, и это в первую очередь связано с тем, что дети мало читают.

— Когда меня уверяют, что это новый язык интернета, я говорю — нет, это язык, которого не знает человек, — объясняет министр. — Он не может быть новым. Упрощение русского языка, естественно, происходит, но значительно лучше, когда человек знает синтаксис и орфографию родного языка, а не говорит, что это новый язык интернета. Нет, это не так.

Ольга Васильева настаивает, что одна из важнейших задач — прививать любовь к чтению. И делать это надо начиная с пеленок. В некоторых регионах появилась даже новая программа под названием «Читающая мама — читающая страна».

Спросили министра и про шахматы, которые она предлагает сделать обязательной дисциплиной в школе.

— Шахматы — это интеллект, это его развитие, с этим никто не будет спорить. При этом абсолютно никакая затратность, — говорит Ольга Васильева. — И самое главное, что методика настолько хороша (потому что в шахматы играют не первое тысячелетие), что даже учитель, который раньше не владел игрой в шахматы, может в течение очень короткого времени сам понять основы этой игры и начать готовить малышей. Это должно быть в школах.

А вот второй иностранный язык в качестве обязательного министр предлагает отменить.

— Нам нужно сделать так, чтобы в 2020 году в пилотном режиме, а в 2022-м — в общероссийском оставить один иностранный язык, — говорит она. — Если школа может это взять на себя, в этом ничего страшного, это только приветствуется, если ребенок может учить второй язык: есть на это время, есть на это методики, есть на это педагоги, есть на это возможности.


Но я считаю, что лучше знать один иностранный язык, не занимаясь в данном случае очковтирательством и шапкозакидательством.


Ольга Васильева уверена, что лучше выучить хорошо родной русский язык. А из иностранных лучше выбрать английский, как язык международного общения.

— Большая часть научных статей пишется на нем, поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно писать на этом языке, не только говорить. Я думаю, что это недалекое будущее, мы к этому придем, — подчеркнула глава Минобрнауки.

Источник: RT

Ссылки по теме:

ЕГЭ для министра — 30.08.2017

Ольга Васильева: ЕГЭ в России вряд ли отменят — 02.08.2017

В школы вернут пересказ — 31.01.2017