САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Колыбельная проза дедушки Сергея. Аксаков

160 лет назад вышли в свет «Детские годы Багрова-внука» — самая поэтичная книга русской прозы ХIХ века

Сергей-Аксаков-Аленький-цветочек.1
Сергей-Аксаков-Аленький-цветочек.1
Ольга Григорьевна Аксакова. Фото из собрания музея -заповедника Абрамцево

Текст: Дмитрий Шеваров

Коллаж: ГодЛитературы.РФ/фото из фондов музея-заповедника Абрамцево

  • Если Бог даст силы,
  • Ровно через год
  • Оле, внучке милой,
  • Дедушка пришлет

  • Книжку небольшую
  • И расскажет в ней:
  • Про весну младую,
  • Про цветы полей...
  • Сергей Аксаков, 1853

Эти стихи были предвестием той великой книги, перечитать которую сегодня есть особенный повод: 160 лет назад вышли в свет «Детские годы Багрова-внука». Приложением к этой автобиографической повести впервые была издана и сказка «Аленький цветочек».

А еще нынче исполняется 170 лет со дня рождения любимой внучки писателя — Ольги Григорьевны Аксаковой. Именно ей посвящены и уже прочитанные вами стихи, и «Детские годы…», и «Аленький цветочек».

Сказке про цветочек, появившейся в печати всего-навсего как приложение к основному тексту, повезло куда больше, чем «Детским годам…». «Аленький цветочек» всегда иллюстрировали лучшие художники. «Детские годы…» же выпускают неохотно, «для старшего школьного возраста», а то и как для взрослых - на плохой бумаге, без иллюстраций, мелким шрифтом. И уже


мало кто помнит, что эта книга, ставшая хрестоматийной еще в конце ХIХ века, написана для детей от шести до десяти лет!


Обдумывая в середине 1840-х замысел автобиографической книги, Сергей Тимофеевич прежде всего занялся «наживкой» для маленького читателя. «Тайна в том, - записал он в своей рабочей тетради, - что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтобы не только не было нравоучений (всего этого дети не любят), но чтоб не было намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественное в высшей степени…»

В 1848 году у Аксакова родилась первая внучка, и  книга тут же получила рабочее название «Дедушкины рассказы». В письме другу Сергей Тимофеевич признался: «Я пишу историю моего детства с 3-х летнего возраста до 9-го года, пишу ее для детского чтения».


Когда Оле исполнилось пять лет, дед торжественно объявил внучке, что будущую книгу он хочет  посвятить именно ей.


Григорий Сергеевич Аксаков - сын писателя и отец Ольги Аксаковой - с внуками. Фото из фондов музея-заповедника Абрамцево

К десятому Олиному дню рождения книга вышла с лаконичным посвящением на титульном листе: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой». Сергей Тимофеевич и здесь увернулся от соблазна «подделаться к детскому возрасту» и не стал украшать книгу словесной виньеткой. Не «внученьке», не «зайчику» и не «лапочке», а «Ольге Григорьевне…»! Аксаков считал, что такое обращение к ребенку уже есть  воспитание в нем достоинства. Воспитание прямое и ясное, без приседаний на корточки, намеков и нравоучений.

Сергей Тимофеевич захватывает маленького читателя не динамичностью сюжета, а изощренной подробностью и живостью описаний. Это по сути макросъемка каждого встреченного на пути явления или предмета.

Для подростков такая тщательность в описаниях утомительна, а для кого-то, быть может, и вовсе невыносима.


Малыши же, напротив, - во все века они могут бесконечно рассматривать узоры коврика, часами  разглядывать один и тот пейзаж за окном, и даже просто на трещинки на потолке.


Все это для них полно лишь им видимой жизнью.

Помня об этой особенной детской впечатлительности, Аксаков медленно и торжественно разворачивает перед ребенком ту картину бытия, обозреть которую способен лишь слушатель книги, а не читатель. Внучка Оля как раз и была самой внимательной слушательницей. По ее реакции Сергей Тимофеевич понимал, насколько интересно ребенку то, что он рассказывает. Взрослые могут слушать старика из почтения, из вежливости.


Ребенок слушает только тогда, когда ему страшно  интересно.


Потеряв зрение, Сергей Тимофеевич обрел какое-то особенно полное и цельное видение мира. Он невольно доказал, что видеть сердцем - не один лишь романтический образ глубокой духовной жизни, но это и есть истинное видение мира. Для сердца нет преград, и взгляд Аксакова-художника не упирается в вещи, а охватывает всю картину: от коврика в детской до самого горизонта, от земли до неба, от раннего утра до позднего вечера, от первых дней детства до глубокой старости.


Погружаясь в «Детские годы…», наблюдая все события глазами маленького Сережи Багрова, нельзя не ощутить, что для ребенка нет ничего более драгоценного, чем тепло семейного гнезда.


 Это тепло буквально воссоздается в слове; при этом Аксаков нигде не пережимает в живописной сентиментальности, а рисует происходящее будто бы всего лишь огрызком карандаша, случайно завалявшимся в кармане.

При всей строгости формы и категорического отказа автора от того, чтобы просто развлекать ребенка занятными историями, проза Аксакова получилась колыбельной. Набегавшегося за день, перевозбужденного ребенка она утишает, умиротворяет. Но только в том случае, если книга звучит.  


«Детские годы…» - идеальная книга  для чтения вслух, для слушания вместе под зеленым абажуром. 


И тут ребенка может увлечь не столько сюжет, сколько музыка родного слова, столь редкая нынче ласковость и степенность интонации. Кто-то скажет мне: от этой музыки ребенок заскучает и уснет. Так и слава богу! Уснуть на добром слове, с улыбкой и безмятежно - разве  такие минуты потеряны для души?..

Вернемся к Оле Аксаковой, любовь к которой вызвала к жизни «Детские годы...» и «Аленький цветочек». Когда умер дедушка, ей шел одиннадцатый год. Повзрослев, Ольга Григорьевна решила всю жизнь посвятить сохранению и описанию семейного архива. Умерла от голода в 1921 году в Самарской губернии. 


«Аленький цветочек» — один из знаменитых фильмов студии «Союзмультфильм» 1952 года, созданный по одноимённой сказке Сергея Аксакова. Режиссер Лев Атаманов, художники-постановщики А. Винокуров, Л. Шварцман; композитор Н. Будашкин. Фрагмент