Текст: Владимир Гуга
Фото: Сергей Михеев/РГ
Сквозная тема - обсуждение перспективных и уже найденных инструментов поддержки книгоиздания и чтения в стремительно меняющихся экономических и технологических условиях. Открывая конференцию, Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, заметил явные изменения отношения читателя к носителю книжного контента и к самому чтению: «Потенциальный читатель - не совсем тот читатель, которого мы видели лет десять назад. Чтение гаджетов становится обыденным явлением. Но готовы ли мы к вызовам цифровой эпохи?»
Что происходит на книжном рынке России и всего мира в новой цифровой реальности, готов ли он к новым изменениям, рассказал в своем докладе Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ», член Президиума Российского книжного союза. «Драйвером роста в экземплярах, - отметил Новиков, - являются электронные книги, как в количестве наименований, так и в объеме продаж, и я думаю, что эта тенденция в ближайшие три-четыре года будет сохраняться. По сегментам рынка отмечается наиболее динамичный рост в сегменте «Прикладная литература», сохраняется рост в сегменте «Детская литература». Наблюдается некоторый отрицательный рост в сегменте «Образовательная литература», но он происходит на фоне бурного роста в этом сегменте, наблюдавшегося в прошлом году, и проблем с продажей рабочих тетрадей, о которых многие из нас знают. Интернет и федеральные сети розницы демонстрируют позитивную динамику продаж».
О будущем института книжного магазина, о последних инновациях, разработанных для его поддержки, участники конференции узнали из докладов генерального директора Торгового дома книги «Москва», члена Президиума Российского книжного союза Марины Каменевой и директора книжного магазина «Фаланстер», председателя Альянса независимых издателей и книгораспространителей Бориса Куприянова. Продолжил тему внедрения инноваций развития книгоиздательской отрасли, открытую Владимиром Григорьевым, управляющий партнер продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов: «50% всех сериалов и фильмов, которые выходят на Западе, созданы на основе литературных произведений. То есть половина западных фильмов - это экранизация книг. Эта информация заставила нас обратить внимание на наш книжный рынок. Мы были очень удивлены, что отстаем в этом отношении в десять раз.
Из 400 произведенных за год российских фильмов только 5% - экранизации литературных произведений.
Поэтому мы пошли в ведущий книжный холдинг страны «Эксмо-АСТ» за консультацией по этому вопросу. Благодаря ей мы целиком осознали причину проблемы и поняли, как ее решить. Проблема в том, что у представителей двух отраслей нет достаточной информированности по поводу друг друга. Мы поняли, что необходимо создавать компанию, в которую войдут представители обеих отраслей. И такое агентство было создано. Качественная книга - это залог хорошего сценария. Качественный фильм - залог больших тиражей книг».
О проблемах продвижения российской книжной продукции на зарубежные рынки рассказала Нина Литвинец, директор Института перевода. На конференции был также затронут вопрос, тревожащий всех издателей - и малых, и средних, и крупных: новые перспективные, способные, талантливые кадры для книжной индустрии. Системе профессиональных отраслевых классификаций в издательском деле был посвящен доклад Александра Цыганенко, руководителя Центра Принтмедиаиндустрии «ИПК работников телевидения и радиовещания».
На конференции также выступили: директор по рекламе и развитию интернет-магазина My.shop.ru Роман Купцов с докладом «Рынок интернет-торговли в России: итоги первого полугодия 2018 года», генеральный директор компании «ЛитРес», член Правления Российского книжного союза Сергей Анурьев, президент издательства «Эгмонт Россия», член Правления Российского книжного союза Лев Елин.