Текст и фото: Екатерина Зайцева
Разговор за круглым столом, посвященным детской литературе и ее трендам, в основном крутился вокруг сосуществования детской книжной классики и современной литературы. Алексей Копейкин, главный редактор сайта "Библиогид", считает, что классическая детская литература важна потому, что она помогает сохранять культурное наследие для новых и новых поколений, и сейчас ей не грозит исчезновение с рынка детской литературы, так как многие родители предпочитают покупать детям книги, проверенные временем. Однако что же можно считать классикой - то, что издавали пятьдесят лет назад, или то, что написано недавно, но продается многотысячными тиражами и читается во всем мире?
Алексей Копейкин высказал мнение, что классика - это то, на чем выросли современные родители, однако любая классическая литература нуждается в пересмотре каждые пять-десять лет, потому что она не может находиться в статичном состоянии.
"Мы принимаем за классику то, что является нашей читательской привычкой, - сказал Алексей. - Но кто сказал, что классика не может быть живой и ей надо пролежать пятьдесят лет, прежде чем стать классикой?"
Его поддержала писатель Елена Соковенина: "Ребенка не надо пытаться изолировать только классической литературой, это лишает его гибкости мышления. У нас есть Маршак, Барто и Чуковский, и они прекрасны, но не стоит ими ограничиваться. Современные детские книги учат считывать ассоциации, играть словами, мыслить гибко, а это очень важно уметь детям".
Критик детской литературы Ксения Молдавская иронично заметила, что некоторые родители с недоверием относятся к современным детским писателям: в подтверждение своих слов она рассказала, что на одном из родительских собраний в адрес современных детских прозаиков звучали слова: "Ха, двоечники!"
В действительности, подтвердила пиар-директор издательства "Самокат" Мария Орлова, российские издатели десять лет назад еще не решились бы выйти на рынок с переводной детской литературой, и даже сейчас родителям приходится объяснять, что отдельные книги давно стали классикой в других странах. А самое интересное то, что многие родители, ратующие за проверенную классику, не могут назвать даже пяти фамилий детских писателей, традиционно считающихся классическими.
А вот спикеры смогли - и у каждого из них оказалась своя классика. Так, в список Марии Орловой вошли: Мария Парр "Вафельное сердце", "Чудаки и зануды" Ульфа Старка, "Чарли и шоколадная фабрика" Роальда Даля, "Азбука любви" Юлии Яковлевой, "Мой дедушка был вишней" Анджелы Нанетти.
А Алексей Копейкин выделил книжные серии Артура Гиваргизова "Пестрый квадрат" и "Город мастеров", книгу Эдуарда Веркина "Облачный полк", "Убыр" Шамиля Идиатуллина. Елена Соковенина назвала книгу Светланы Лавровой "Год свирепого цыпленка" и "День числа Пи" Нины Дашевской.
Неожиданным оказался вердикт Ксении Молдавской: она считает, что в ближайшие годы классикой станет Дмитрий Емец и ему подобные писатели, как она выразилась, "шоумены детской литературы".
И хотя взгляды на то, что следует называть классикой, у всех оказались разные, спикеры сошлись в главном: основной критерий выбора книги - интерес к ней ребенка.