Сайт ГодЛитературы.РФ функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
детские книги в РГДБ

Что почитать младшим школьникам

О выборе книг для детей от семи до десяти лет рассказали в Российской государственной детской библиотеке

Текст и фото: Екатерина Зайцева

Разговор о детском чтении в РГДБ начался очень тепло: Алексей Копейкин, главный редактор сайта о детской литературе «Библиогид», спросил, есть ли у аудитории дети, и, получив положительный ответ, обрадовался, только предупредил, что будет рассказывать о тех книжках, которые следует давать читать детям после знакомства с Пушкиным, Чуковским и Андерсеном, — классика есть классика. 

в РГДБ

Круг чтения ребенка, по мнению Алексея Копейкина, сильно зависит от периода в его жизни. Когда он идет в школу, его отрывают от привычного образа жизни в детском саду, для ребенка это определенный стресс. Появляются уроки, домашние задания, новые друзья и куча разных забот. Жизнь вчерашнего дошкольника усложняется, а вместе с ней усложняется и литература. Теперь вместо коротких рассказов он читает целые поэмы, вместо сказок — большие сказочные повести с развитым сюжетом, сложными устаревшими словами. Примеры таких произведений — «Конек-Горбунок» П. Ершова, басни И. Крылова.


Басни могут восприниматься ребенком тяжелее сказок, потому что в них присутствуют юмор и ирония, имеющие двойной или тройной смысл.


Чтобы не возникало трудностей в понимании, Крылова и Ершова лучше читать параллельно, попутно объясняя смысл непонятных слов и мораль басен.

Если басни все-таки идут тяжело, можно почитать зарубежную детскую поэзию XIX века — Эдварда Лира («Мир вверх тормашками») или «Книгу зверей для несносных детей» Хилэра Беллока. Последняя книга лишена крыловской назидательности, ее сатира выглядит комично. Юмор и игра в этих книгах, по словам Алексея Копейкина, развивают детское воображение, помогая понять, что хорошо и что плохо. Алексей рекомендует родителям не бояться давать ребенку и «Вредные советы» Григория Остера, такую «книгу-перевертыш» ребенок не будет воспринимать буквально. 


Мир растущего ребенка, конечно, не ограничивается юмором и игрой — он ностальгирует, ощущает тоску по ушедшему времени.


Да-да, для детей понятие времени тоже существует, только измеряется не десятилетиями, а годами или даже месяцами. В начальной школе многие дети рефлексируют, вспоминают детский сад, с трудом засыпают по ночам и становятся мечтательными. Таким детям можно дать почитать стихи неоромантиков — Роберта Стивенсона («Детский цветник стихов») и Уолтера Де Ла Мара («Песня сна»). Последнего можно назвать «сумеречным поэтом», так как его стихи разворачиваются на границе сна и яви.

книги для детейЧто касается отечественных поэтов и прозаиков, Алексей Копейкин рекомендует после чтения Маршака и Чуковского познакомить ребенка с Сашей Черным («Детский остров»), Павлом Барто («Птичий хоровод»), Валентином Берестовым («По дороге в первый класс», «Первый листопад»), Мариной Бородицкой («Последний день учения»), Григорием Кружковым («Облако с крылечком»), Олегом Григорьевым («Чудаки и другие»), Артуром Гиваргизовым («Переход»), Галиной Дядиной («Вот иду я в шубе…»), Машей Рупасовой («С неба падали старушки»), Юлией Симбирской («Суп в горошек»).


К прочтению рекомендуется и фольклор — чтобы у ребенка сформировалось представление о культуре, истории и мифах других народов.


После знакомства с русским фольклором можно переходить к фольклору народов мира — например, прочитать сказки народов СССР, былины в пересказе Ирины Карнауховой (сборник «Русские богатыри»), «Норвежские народные сказки» Петера Асбьёрнсена

Из сказочных повестей Алексей особенно советует родителям и их детям Божену Немцову («Золотая книга сказок» и «Серебряная книга сказок»), «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Черную курицу» Антония Погорельского, «Щелкунчика и мышиного короля» Э. Гофмана, истории про Буратино и Пиноккио, а также чеховскую «Каштанку». Последняя книга непроста, но Алексей уверен, что при желании с ней справится любой младшеклассник. Из сказочных приключений можно почитать «Приключения барона Мюнхгаузена» Р. Распе и свифтовские «Путешествия Гулливера» в пересказе Тамары Габбе

Если говорить о зарубежных авторах, то сильнее всего сказочная традиция развита в Англии — это Редьярд Киплинг («Книга джунглей»), Эдит Несбит («Принцесса Мелисанда и другие сказки»), Оскар Уайльд («Мальчик-звезда»), Доди Смит («101 далматинец»), Дик Кинг-Смит («Поросенок Бейб»), Джеральд Даррелл («Говорящий сверток»), Роальд Даль («Большой и добрый великан»), Алан Гарнер («Волшебный камень Бризингамена»), Джон Толкин («Хоббит, или Туда и обратно»), Клайв Льюис («Хроники Нарнии»), Ева Ибботсон («Секрет платформы № 13»). Из американских авторов стоит познакомиться с Джоэлем Харрисом («Сказки дядюшки Римуса»), Лайменом Баумом («Волшебник из страны Оз»), Элвином Уайтом («Стюарт Литтл»), Кейт ДиКамилло («Приключения мышонка Десперо», «Удивительное путешествие кролика Эдварда»). 

Чтобы ребенок лучше усваивал родной язык, можно предложить ему сказы Павла Бажова, «Волшебное кольцо» Бориса Шергина, «Сказки бабушки Куприянихи» с замечательными иллюстрациями советских художников Виктора Чижикова и Вениамина Лосина. От этих книг плавно переходите к литературе об истории родного края — в этом поможет книга Ольги Гурьян «Ивашка бежит за конем».


Как правило, дети в возрасте семи —десяти лет интересуются природой и животными


— чтобы поддержать этот интерес, почитайте вместе Константина Паустовского («Кот-ворюга»), рассказы Бориса Житкова, «Дневник фокса Микки» Саши Черного, «Нигер» Бориса Рябинина, рассказы Веры Чаплиной о питомцах Московского зоопарка. 

Ребенок задает вполне взрослые вопросы о добре и зле, войне и сострадании? Познакомьте его с трогательной историей «Девочка из города» Любови Воронковой, книгой «Мой добрый папа» Виктора Голявкина

О дальних уголках страны и путешествиях можно узнать из книг Виктора Астафьева («В тайге у Енисея»), Валентина Распутина («Край возле самого неба»), «Кепка с карасями», «Недопесок» и «Подснежник» Юрия Коваля раскроют перед ребенком неподдельный мир живой природы.

Школу и школьников, отношения детей и родителей великолепно показал в «Денискиных рассказах» Виктор Драгунский, Аркадий Гайдар в рассказе «Голубая чашка». Из этой же категории — «Рассказы Люси Синицыной» Ирины Пивоваровой, «Невезучка» Иосифа Ольшанского, «Моя собака любит джаз» Марины Москвиной, «Записки выдающегося двоечника» Артура Гиваргизова, «Мама, папа, восемь детей и грузовик» Анне Вестли, «Эмиль из Лённеберги» Астрид Линдгрен

Если ребенок отличается особой любовью к чувствительным историям, дайте ему «Маленького лорда Фаунтлероя» Фрэнсис Бёрнетт. Мальчикам самое время прочитать «Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Гомера Прайса» Роберта Макклоски. Как мальчикам, так и девочкам понравятся юмористический роман Всеволода Нестайко «Тореадоры из Васюковки», сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, сказки Сакариуса Топелиуса, «Волшебный мелок» Синкен Хопп, «Все о муми-троллях» Туве Янссон, «Шел по городу волшебник» Юрия Томина

Выбор поистине безграничен — остается только сесть вместе с детьми и выбрать именно те книги, которые пробудят в них желание читать и перечитывать. 

20.02.2018

Просмотры: 0

Другие материалы проекта ‹Детская литература›:

Подписка на новости в Все города Подписаться

OK

Вход для официальных участников
Логин
Пароль
 
ВОЙТИ