Текст: Наталья Лебедева/РГ
Изображение: Александр Румак
Фрагменты иллюстраций из книги предоставлены издательством
Ребенок только научился сидеть, а ему уже подсовывают карандаш. Он только выучил названия букв, а перед ним уже лежат прописи и он старательно выводит палочки и крючочки. И вот в первый класс идет уже обладатель каллиграфического почерка. Но это идеальная картина, а в жизни все часто бывает совсем по-другому. Палочки упорно не хотят выстраиваться в одну линию, а кружочкам тесно в пределах одной клетки. Учитель ставит «двойки» за грязь и исправления, а родители ругают себя за то, что исписали во время подготовки к школе всего лишь пару десятков прописей, а надо было бы в два раза больше. Но в количестве ли дело? Почему у одних детей все красиво и аккуратно, а у других ровные буквы не получаются в принципе? Как выбрать правильную ручку и подобрать правильные прописи? На эти важные для всех родителей вопросы ответила учитель начальных классов средней школы № 1411, соавтор методических пособий по формированию навыков письма «Алфавитная пропись» и «Алфавитная карусель» Лариса Косякова.
Лариса Михайловна, правда ли, что если ребенка не водить на подготовку к школе, то ему будет очень сложно учиться в первом классе? Действительно ли будущий первоклассник должен уже уметь читать, считать и писать?
Лариса Косякова: Если ваш ребенок пойдет в школу, где работают по программе «Эффективная школа» (когда в начальной школе программу четырех лет проходят за три), без подготовки не обойтись. Традиционной «Азбуки», например, там вообще нет в программе, а весь первый класс ребята в буквальном смысле пройдут за три месяца.
Но даже если вы будете учиться по обычной четырехлетней программе, ваш ребенок к первому классу должен уже как минимум уметь читать. Иначе он не сможет прочитать и выполнить задание в учебнике.
Счет, хотя бы в пределах 10, тоже необходим. Когда психологи оценивают готовность ребенка к школе, они смотрят, умеет ли он складывать 3 и 4, считать от 1 до 10 и обратно. Если вдруг окажется, что эти задания для него слишком сложные, ребенку могут предложить адаптивную программу.
А вот с умением писать все немного сложнее. Ребенок должен уметь писать и читать печатные буквы. А вот учить его выводить письменные буквы я бы не советовала. Потому что каждый учитель сам выбирает систему написания букв, которой будет обучать детей. Но вы можете научить ребенка писать отдельные элементы, из которых он потом легко составит любую букву по любой системе. Например, линии, прямые и наклонные, крючки, петельки, кружочки.
С чего надо начинать обучение письму? Как, например, выбрать правильную ручку? Правда ли, что трехгранные ручки и карандаши удобнее?
Лариса Косякова: Это нам, взрослым, трехгранные удобнее, а у детей пальчики маленькие, кисти слабые, и они все равно возьмут ручку так, как им удобнее.
Поэтому мой вам совет - отведите ребенка в магазин, и пусть он сам себе выберет ручку, которой ему будет удобно писать и, что не менее важно, которой захочется написать красиво.
Тем более выбор сегодня огромный — круглые и треугольные, тонкие и толстые, с резиновыми ограничителями и абсолютно гладкие, есть даже специальные ручки для левшей.
Ручка куплена, теперь подбираем тетрадку. Обратите внимание на то, чтобы бумага была плотная и белая, а линии четкие.
Самое трудное начинается, когда ребенок садится за стол и начинает писать. Следите за каждым движением, потому что мелочей здесь не бывает. Важно все - прямая спина, наклон головы, куда смотрит ручка (в идеале она должна смотреть в плечо), наклон тетради…
Сейчас огромный выбор прописей, есть даже для самых маленьких. Как выбрать правильное пособие?
Лариса Косякова: Чтобы ребенок хотел заниматься, ему должно быть интересно. Поэтому пособие обязательно должно быть ярким. Обратите внимание на качество бумаги, белая и плотная предпочтительнее. Рассмотрите иллюстрации, чтобы собака была похожа на собаку, а от ярких цветов не рябило в глазах. Обратите внимание на автора. Важно, чтобы пропись была составлена профессиональным методистом, который не просто предлагает набор каких-то упражнений, а последовательно и продуманно усложняет элементы, постепенно приближаясь к написанию буквы.
Хорошее пособие, например, должно начинаться с того, что ребенка научат правильно ориентироваться на листке бумаге. Малыш еще в пространстве не очень хорошо ориентируется, а на листе бумаге, да еще расчерченном линями разной ширины, вообще потеряется. Поэтому сначала ему надо показать, где рабочая строка, а где добавочная. Пусть раскрасит, попробует разделить строку пополам, найти треть. Это хорошее упражнение на развитие глазомера. Потом можно приступать к палочкам - высокие и низкие, писать сверху и снизу. Затем начинаете отрабатывать отдельные кружочки, крючочки, соединения, черточки. Посмотрите на буквы «и», «у» и «в» - наклонные линии, петельки внизу, вверху, закругления, соединения - в этих трех буквах собраны все элементы, необходимые для написания любой буквы.
Еще одно очень полезное упражнение для тренировки - это всевозможные штриховки. Особенно тяжело детям даются круговые движения.
Есть ли прямая связь между красивым почерком и грамотностью?
Лариса Косякова: Не совсем так. У меня, например, была одна ученица, которая писала просто идеально, но абсолютно безграмотно - она просто срисовывала буквы, не умея даже читать. Так у нее был устроен мозг.
Но связь между аккуратным почерком и грамотностью действительно есть. Когда ребенок пишет, он потом визуализирует написанное. И если буквы написаны ровно и четко, ему будет проще это прочитать, быстрее найти и исправить ошибку. А когда «а» похожа на «о», «п» на «н», ребенок сам сидит и гадает, что же он написал, и учителю сложнее заметить ошибку и подсказать, какое правило нужно повторить.
Вот у меня сейчас третий класс, и я понимаю, что на обычную широкую линейку я могу сейчас перевести только несколько человек, а остальные пока не готовы отказаться от вспомогательных строчек и наклонных линий. И дети в этом не виноваты. Просто раньше в начальный школе был обязательный урок чистописания, когда первоклассники целый час выводили буковки и отрабатывали наклон. Сейчас осталась всего лишь «минутка чистописания». А что можно успеть за это время? Было бы хорошо, если бы дети тренировались дома, но сегодня в школах такие объемные домашние задания, что на отработку написания букв времени опять же не остается.
А нужно ли это? Ведь сегодня у всех есть компьютеры и смартфоны, все можно быстро и красиво напечатать…
Лариса Косякова: А заявление о приеме на работу вы тоже будете на компьютере писать? Насколько я знаю, его пока пишут вручную. К тому же умение красиво писать - это развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с мозгом. Чем лучше развит ребенок, чем он больше умеет делать руками, тем он лучше думает и быстрее соображает.
Нужно ли добиваться от ребенка красивого почерка? Мой ответ - однозначно да. Но будьте готовы к тому, что у вас может не получиться. Говорят, что почерк - это отражение характера человека. И если у вас, например, растет будущий художник или поэт, то красивого почерка у вашего ребенка точно не будет.
Творческие натуры вместо обычной буквы видят объемную картинку. И в тетрадках у таких детей буквы часто переплетаются в причудливую вязь.
А бывает, что у ребенка нарушена связь мозга с рукой. И пока мозг думает, рука уже делает что-то не то. Что опять же сразу отражается на «пляшущих» буквах.
Детям иногда бывает даже трудно правильно переписать слово из учебника. Ученик поднял глаза, прочитал слово, а пока опускал голову, сжимал покрепче ручку и вспоминал, как написать первую букву, все, слово он уже и «потерял».
На ровность букв влияют косички, болтающиеся у глаз, непослушная челка и даже время урока - красивее всего дети пишут на втором и третьем уроке.
Если у вашего ребенка пока не получается писать ровно, позанимайтесь с ним дома. Но не ругайте его, если из десяти букв получилась всего лишь одна. Лучше выделите ее и похвалите ребенка. Чтобы ни в коем случае не отбить у него желание писать.
Памятка для родителей
- Проверьте высоту стола и стула. Это важно, чтобы у ребенка во время письма была правильная осанка.
- Положите тетрадь под правильным углом, ориентируясь на наклонные линии.
- Если ребенок вылезает за линии, убедитесь, что он их четко видит. Возможно, стоит даже сходить на прием к офтальмологу.
- Не надо часами выводить одну и ту же букву - занятие для дошкольника должно длиться не более 15 минут.
- Чтобы укрепить кисть и развить мелкую моторику, чаще играйте со своими дошкольниками в «Золушку». Пусть ребенок поможет помыть посуду, почистить картошку или пришить пуговицу. Насыпьте в миску горох, фасоль или рис, и пусть ребенок пальчиками разберет это по зернышкам.
- Чтобы ребенку было проще запомнить написание букв, нужно развивать память и наблюдательность. Предложите сосчитать ступеньки на лестнице, фонарные столбы вдоль улицы или, например, сколько красных машин встретилось на дороге.
- Давайте детям отдохнуть. Жизнь маленького ребенка не может состоять из одних занятий и секций, у него обязательно должно оставаться время на игры и прогулки.