Текст: Ольга Разумихина
Обложки книг взяты с сайтов издательств
Фанаты Гарри Поттера, Мефодия Буслаева и Перси Джексона знают, что современному подростку спасти мир — раз плюнуть. Предлагаем вам познакомиться еще с тремя юными героями, которые в ответе за судьбы человечества
Дидье ван Ковеларт. «Томас Дримм. Конец света наступит в четверг»
Пер. с франц. Юлии Рац. — М.: КомпасГид, 2019
Томас Дримм живёт в чудесном государстве будущего под названием Объединённые Штаты, где каждому жителю гарантированы пища, одежда, лекарства и крыша над головой, а также место в школе или офисе. Здесь практически не совершается преступлений, а о войнах и речи нет. Правда, добропорядочными граждан делают не высокие нравы, а чипы, вживлённые в мозг каждого взрослого человека. А войны прекратились, потому что сражаться попросту не с кем: все остальные страны уничтожены ядерными ракетами. Объединённые Штаты уцелели только потому, что в своё время в воздушном пространстве государства был установлен Аннигиляционный экран — универсальный барьер, исключающий любое воздействие извне.
Что до самого Томаса, то в свои неполные тринадцать он уже готов к такому же бессмысленному существованию, какое ведёт его выпивоха отец. Дримм понимает, что социальные лифты не для него: он растёт в неблагополучной семье, плохо учится и вдобавок ко всему не может сбросить лишний вес, а полнота в Объединённых Штатах считается чуть ли не смертным грехом. Но всё меняется, когда Томас, чтобы не видеть очередного семейного скандала, выходит прогуляться по пляжу и заводит необычное знакомство: после этого ему волей-неволей приходится спасать человечество.
Дидье Ван Ковеларт не изменяет традициям: в его антиутопии есть и тоталитарное государство, навязавшее жителям причудливую и жестокую идеологию; и искусственный интеллект, подавляющий волю простых смертных; и персонаж-трикстер, который владеет запрещёнными знаниями о том, каким был мир сотни лет назад; и главный герой, не слишком умный и не слишком смелый молодой человек, никак не решающийся примкнуть ни к одной, ни к другой стороне глобального конфликта. Однако написан роман о Томасе Дримме добротно: пусть автор и не придумал чего-то нового, зато прилежно проработал мир Объединённых Штатов. А ещё Дидье Ван Ковеларт наделил каждого героя глубокими душевными переживаниями, сдобрил рассуждения о судьбах мира непошлыми шутками — и даже «помирил» науку и религию, предположив, под какие законы физики подпадает реинкарнация.
Майя Г. Леонард. «Фабр. Битва жуков»
Пер. с англ. М. Лахути. — М.: ООО «Издательство Робинс», 2018
Искусственный интеллект — одна из самых страшных угроз человечеству, но и живых монстров типа Франкенштейна никто не отменял. Главному герою заключительной книги серии «Фабр», юному и отважному Даркусу Катлу, а также его одноклассникам и по совместительству лучшим друзьям — смышлёному Бертольду и бесстрашной Вирджинии — придётся дать решающий бой полчищу огромных насекомых. Лукреция Каттэр, модельер и по совместительству гениальный учёный-генетик, вырастила орду модифицированных жуков, с помощью которых намерена обрести власть над миром. Задача Даркуса усложняется тем, что отец мальчика, некогда коллега Лукреции, находится прямёхонько в логове злодейки. К счастью, юный герой и его друзья тоже умеют общаться с жуками, и их крылатыми помощниками движет не страх, а искреннее желание восстановить справедливость.
Сюжет «Битвы жуков» на первый взгляд может показаться сомнительным и даже нелепым. Однако под яркой обложкой скрывается умело написанный приключенческий роман, где каждый персонаж имеет чёткую мотивацию. И пусть главные герои ведут себя иногда глупо, а иногда — довольно предсказуемо, не стоит забывать, что серия «Фабр» написана для читателей среднего школьного возраста, а не для опытных книгочеев, готовых возненавидеть автора за каждый мелкий ляп. К тому же текст приправлен комичными эпизодами и любопытными фактами о насекомых.
Конечно, не обошлось и без поучений: автор трилогии наглядно показывает, что желание править миром — не лучшая идея. Однако, в отличие от многих писателей, скатывающихся в дидактику, Майя Г. Леонард предоставляет слово обеим сторонам конфликта. Оказывается, что у гениальной злодейки Лукреции Каттэр есть своя философия, причём вполне состоятельная. Так что роман «Битва жуков» может стать для юного читателя поводом хорошенько поразмыслить о том, где находится грань между добром и злом.
Татьяна Мастрюкова. «Болотница»
М.: РОСМЭН, 2019
Пока обезумевшие роботы и человекоподобные насекомые совершают набеги на крупные города, в заброшенных сёлах и деревнях орудуют другие монстры. В дремучих лесах и болотных топях затаились выходцы из языческих преданий и детских страшилок — лешие, кикиморы и русалки. Школьница Вика знает все истории об этих созданиях наперечёт: рассказы о других измерениях её развлекают, и она точно уверена, что сама никогда не столкнётся ни с какой чертовщиной. Однако всё меняется, когда они с мамой отправляются на каникулы в богом забытую деревню Анцыбаловку. Здесь девочке предстоит не только загореть и прочесть список литературы на лето, но и сразиться с загадочной силой, которая привыкла сама распоряжаться судьбами деревенских жителей.
Написать хороший хоррор о российской глубинке — идея заманчивая, но трудновыполнимая. Однако Татьяна Мастрюкова справилась с ней неплохо. Несмотря на то, что истории персонажей раскрыты скупо, книга «берёт» атмосферой: автор выстраивает деревенские декорации с завидной скрупулёзностью, так что те читатели, которые тоже проводили каникулы в сельских домах у бабушек и дедушек, в цветах и красках представят и расписной сервиз, и замызганные занавески в тесной спаленке, и склад старых газет на чердаке, и грубоватую продавщицу из сельпо.
Что касается мистических событий, то и они описаны в книге довольно находчиво. Мастрюкова удержалась от соблазна вывести «избранную» героиню и наскоро бросить её в руки картонных монстров. Вместо этого она аккуратно подвела читателя к мысли: что, если наши предки были в чём-то правы и потусторонний мир действительно существует? Будьте готовы к тому, что после того, как вы перевернёте последнюю страницу, вопросов у вас останется больше, чем ответов. Впрочем, не грех взять книгу в руки и во второй раз — хотя бы для того, чтобы снова полюбоваться прекрасным оформлением.