САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Книжная полка. Три космических бестселлера

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ
Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Текст: Кристина Куплевацкая

Фото: pixabay.com

Обложки взяты с сайтов издательств

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Красный север» (Салехард)

Мальчишки, мечтавшие стать космонавтами, выросли. И стали инженерами, учителями, водителями… А еще они стали отцами и даже дедушками. А их потомки все чаще мечтают о том, чтобы стать популярными блогерами и стримерами.

Но даже у будущих звезд интернета сохраняется извечный интерес к космосу. Существует ли галактика, подобная нашей? Населена ли вон та, далекая планета разумными существами? Возможен ли контакт с инопланетянами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ.

Энди Вейер. «Марсианин»

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Даже если вы смотрели одноименную экранизацию этого произведения с Мэттом Деймоном в главной роли, книга будет вам интересна. Это дебютный роман американского писателя в жанре научной фантастики: три года Вейер писал космическую робинзонаду и выкладывал новые главы на сайте.

Когда же «Марсианин» был опубликован полностью, Энди получил за него несколько литературных премий, в том числе «Хьюго» - престижную награду в мире фантастической литературы. Да, автор признаёт, что временами его художественные допущения очень далеки от реалий, но ведь и роман не столько о тайнах Вселенной, сколько о возможностях человеческой воли.

Итак, будущее. Марсианская миссия «Арес-3» в спешке покидает Красную планету из-за начавшейся песчаной бури. Оторвавшаяся антенна протыкает скафандр биолога и инженера Марка Уотни, компьютер телеметрии биологических параметров тоже пострадал, из-за чего другие участники экспедиции решили, что их коллега погиб. И покинули Марс. Марк приходит в себя. Один на чужой планете, без связи с Землей.

К счастью, цел автономный жилой модуль, в котором биолог ждет следующую группу - она должна прилететь через четыре года. Марк слушает музыку, читает и наблюдает за тем, как растет картошка (да, это же робинзонада, хоть и космическая). А еще пытается наладить связь с Землей или экипажем «Арес-3» и придумать способ добраться до места высадки будущей экспедиции. Но не так-то просто преодолеть три тысячи километров по поверхности недружелюбной планеты, когда ты заметно ограничен в технических средствах.

Вряд ли стоит рассматривать эту книгу как руководство по спасению жизни на Марсе, и надеемся, что такая книга вам никогда не понадобится. Но ее стоит прочесть, чтобы поучиться у «марсианина» стойкости. Не без легкой паники, конечно, но с прямой спиной и готовностью бороться до конца. Каким бы он ни был.

Кристофер Хэдфилд. «Руководство астронавта по жизни на Земле»

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Хэдфилд не писатель, он один из самых опытных и популярных канадских астронавтов. На его счету четыре тысячи часов на орбите. Он был командиром экипажа МКС, работал в Звездном городке, участвовал в 25 запусках шаттлов как оператор связи, провел рекордное количество научных экспериментов.

В какой-то момент Крис дорос и до книги — которая разошлась огромным тиражом. В «Руководстве астронавта по жизни на Земле» автор раскрывает три темы: необходимость труда и упорства в достижении цели, нюансы полетов в космос, ценность семьи, близких людей и команды.

Книга начинается с того, что девятилетний Крис решает стать астронавтом и начинает жить так, будто это произойдет завтра. Никаких пропусков занятий, выполнение всех домашних заданий, строгое соблюдение режима дня и прочие поступки, не свойственные ребенку. В 13 лет он становится воздушным кадетом, потом - пилотом истребителя и, наконец, одним из первых канадских астронавтов.

Хэдфилд с теплотой вспоминает время, проведенное в России при подготовке к полету на корабле «Союз». Пишет о русских традициях, еде, климате, касается вопросов отношений NASA и Роскосмоса. Но самые интересные страницы книги, на мой взгляд, те, где астронавт проводит для читателей экскурсию по жилому модулю. Как и что едят в космосе?

Почему лук - это самый желанный деликатес для астронавта? Стирают ли одежду во время космических экспедиций, стригут ли волосы и ногти? Как плачут, как ходят в туалет, как принимают душ? Играют ли на музыкальных инструментах? Ссорятся ли? Абсолютно естественные, будничные на Земле действия в космосе требуют дополнительных усилий и серьезной подготовки.

Такие открытия впечатляют и завораживают. Будьте уверены: после этой книги вы отправитесь смотреть ролики, которые Хэдфилд снял на орбите.

Станислав Лем. «Солярис»

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Даже если вы посмотрели обе экранизации, вы все еще не имеете представления о тексте, который написал Лем. Вот как сам автор отзывался о фильме Андрея Тарковского: «Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».

Экранизацией Стивена Содерберга польский фантаст тоже не был доволен. «Содерберг сделал «Солярис» - я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из романа какую-то любовь, это меня раздражает…»

Действие книги разворачивается в далеком будущем, повествование ведется от лица доктора Криса Кельвина и развивается в двух плоскостях: пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис» и история открытия и исследования планеты (для этого доктор знакомится с научной литературой на борту станции).

Читатель узнает, что Солярис - это планета, открытая более ста лет назад до описываемых событий. Она уникальна тем, что является спутником двух звезд одновременно и движется по сложной орбите вокруг обеих. Но более важной особенностью оказывается Океан, некое студенистое «живое» вещество, покрывающее всю поверхность Соляриса. С этим-то Океаном Кельвин и другие участники экспедиции будут взаимодействовать в попытке наладить коммуникацию. Задача окажется не только невыполнимой, но и опасной для психики. Океан не заинтересован в общении с землянами, но он способен материализовывать образы из людских мыслей, желаний и воспоминаний.

Фантомы эти настолько реальны (они из плоти и ведут себя абсолютно так же, как их прототипы), что человеческая психика не в состоянии с этим справиться. Но и психика фантома тоже страдает, когда тот понимает, что имеет нечеловеческую природу.

Любая попытка пересказать «Солярис» будет выглядеть как желание завести собеседника в самое сердце лабиринта и бросить Минотавру на растерзание. А количество трактовок и литературоведческих работ с попытками объяснить «Солярис» как бы намекает на то, что единственно верной версии просто не существует.

Оригинал статьи: «Красный север»