Книжная полка. Три космических бестселлера

Существует ли галактика, подобная нашей? Населены ли далекие планеты разумными существами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ

Текст: Кристина Куплевацкая

Фото: pixabay.com

Обложки взяты с сайтов издательств

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Красный север» (Салехард)

Мальчишки, мечтавшие стать космонавтами, выросли. И стали инженерами, учителями, водителями… А еще они стали отцами и даже дедушками. А их потомки все чаще мечтают о том, чтобы стать популярными блогерами и стримерами.

Но даже у будущих звезд интернета сохраняется извечный интерес к космосу. Существует ли галактика, подобная нашей? Населена ли вон та, далекая планета разумными существами? Возможен ли контакт с инопланетянами? Для всех, кто задается такими вопросами, написана масса книг: о них наш сегодняшний рассказ.

Энди Вейер. «Марсианин»

Даже если вы смотрели одноименную экранизацию этого произведения с Мэттом Деймоном в главной роли, книга будет вам интересна. Это дебютный роман американского писателя в жанре научной фантастики: три года Вейер писал космическую робинзонаду и выкладывал новые главы на сайте.

Когда же «Марсианин» был опубликован полностью, Энди получил за него несколько литературных премий, в том числе «Хьюго» - престижную награду в мире фантастической литературы. Да, автор признаёт, что временами его художественные допущения очень далеки от реалий, но ведь и роман не столько о тайнах Вселенной, сколько о возможностях человеческой воли.

Итак, будущее. Марсианская миссия «Арес-3» в спешке покидает Красную планету из-за начавшейся песчаной бури. Оторвавшаяся антенна протыкает скафандр биолога и инженера Марка Уотни, компьютер телеметрии биологических параметров тоже пострадал, из-за чего другие участники экспедиции решили, что их коллега погиб. И покинули Марс. Марк приходит в себя. Один на чужой планете, без связи с Землей.

К счастью, цел автономный жилой модуль, в котором биолог ждет следующую группу - она должна прилететь через четыре года. Марк слушает музыку, читает и наблюдает за тем, как растет картошка (да, это же робинзонада, хоть и космическая). А еще пытается наладить связь с Землей или экипажем «Арес-3» и придумать способ добраться до места высадки будущей экспедиции. Но не так-то просто преодолеть три тысячи километров по поверхности недружелюбной планеты, когда ты заметно ограничен в технических средствах.

Вряд ли стоит рассматривать эту книгу как руководство по спасению жизни на Марсе, и надеемся, что такая книга вам никогда не понадобится. Но ее стоит прочесть, чтобы поучиться у «марсианина» стойкости. Не без легкой паники, конечно, но с прямой спиной и готовностью бороться до конца. Каким бы он ни был.

Кристофер Хэдфилд. «Руководство астронавта по жизни на Земле»

Хэдфилд не писатель, он один из самых опытных и популярных канадских астронавтов. На его счету четыре тысячи часов на орбите. Он был командиром экипажа МКС, работал в Звездном городке, участвовал в 25 запусках шаттлов как оператор связи, провел рекордное количество научных экспериментов.

В какой-то момент Крис дорос и до книги — которая разошлась огромным тиражом. В «Руководстве астронавта по жизни на Земле» автор раскрывает три темы: необходимость труда и упорства в достижении цели, нюансы полетов в космос, ценность семьи, близких людей и команды.

Книга начинается с того, что девятилетний Крис решает стать астронавтом и начинает жить так, будто это произойдет завтра. Никаких пропусков занятий, выполнение всех домашних заданий, строгое соблюдение режима дня и прочие поступки, не свойственные ребенку. В 13 лет он становится воздушным кадетом, потом - пилотом истребителя и, наконец, одним из первых канадских астронавтов.

Хэдфилд с теплотой вспоминает время, проведенное в России при подготовке к полету на корабле «Союз». Пишет о русских традициях, еде, климате, касается вопросов отношений NASA и Роскосмоса. Но самые интересные страницы книги, на мой взгляд, те, где астронавт проводит для читателей экскурсию по жилому модулю. Как и что едят в космосе?

Почему лук - это самый желанный деликатес для астронавта? Стирают ли одежду во время космических экспедиций, стригут ли волосы и ногти? Как плачут, как ходят в туалет, как принимают душ? Играют ли на музыкальных инструментах? Ссорятся ли? Абсолютно естественные, будничные на Земле действия в космосе требуют дополнительных усилий и серьезной подготовки.

Такие открытия впечатляют и завораживают. Будьте уверены: после этой книги вы отправитесь смотреть ролики, которые Хэдфилд снял на орбите.

Станислав Лем. «Солярис»

Даже если вы посмотрели обе экранизации, вы все еще не имеете представления о тексте, который написал Лем. Вот как сам автор отзывался о фильме Андрея Тарковского: «Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».

Экранизацией Стивена Содерберга польский фантаст тоже не был доволен. «Содерберг сделал «Солярис» - я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из романа какую-то любовь, это меня раздражает…»

Действие книги разворачивается в далеком будущем, повествование ведется от лица доктора Криса Кельвина и развивается в двух плоскостях: пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис» и история открытия и исследования планеты (для этого доктор знакомится с научной литературой на борту станции).

Читатель узнает, что Солярис - это планета, открытая более ста лет назад до описываемых событий. Она уникальна тем, что является спутником двух звезд одновременно и движется по сложной орбите вокруг обеих. Но более важной особенностью оказывается Океан, некое студенистое «живое» вещество, покрывающее всю поверхность Соляриса. С этим-то Океаном Кельвин и другие участники экспедиции будут взаимодействовать в попытке наладить коммуникацию. Задача окажется не только невыполнимой, но и опасной для психики. Океан не заинтересован в общении с землянами, но он способен материализовывать образы из людских мыслей, желаний и воспоминаний.

Фантомы эти настолько реальны (они из плоти и ведут себя абсолютно так же, как их прототипы), что человеческая психика не в состоянии с этим справиться. Но и психика фантома тоже страдает, когда тот понимает, что имеет нечеловеческую природу.

Любая попытка пересказать «Солярис» будет выглядеть как желание завести собеседника в самое сердце лабиринта и бросить Минотавру на растерзание. А количество трактовок и литературоведческих работ с попытками объяснить «Солярис» как бы намекает на то, что единственно верной версии просто не существует.

Оригинал статьи: «Красный север»