Текст: Ирина Ивойлова
Фото: pixbay.com
К 1 февраля выпускники должны определиться, какие ЕГЭ они будут сдавать в конце учебного года. Обычно самыми популярными предметами по выбору бывают обществознание, физика, история, биология. К сожалению, падает интерес к литературе, географии. Все школьники в обязательном порядке будут сдавать русский язык и математику - базовую или профильную. На русском языке обычно бывает больше всего стобалльников, но это совсем не значит, что экзамен легкий. Просто сдают его абсолютно все ученики, а это, как правило, 700 тысяч. В 2019 году на русском было две с половиной тысячи стобалльников. Двоечников, понятно дело, тоже бывает гораздо больше, чем на других ЕГЭ. В 2019 году минимума не набрали примерно 2 процента, это около 14 тысяч человек.
Пять советов, которые помогут набрать минимальный балл на ЕГЭ по русскому языку
1. Повторите союзы и союзные слова. Это одна из самых трудных тем для выпускников. В заданиях могут быть, например такие вопросы: «Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз».
Проверьте себя, попробуйте определить: «что» в этих предложениях - союз или союзное слово? «Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же» (Н. В. Гоголь). «Зачем ты делаешь вид, что спишь?», «Дай мне книгу, что лежит на столе!» Придумайте сами несколько своих примеров.
2. Повторите тему сравнительной и превосходной степени прилагательных. Определите степень сравнения в словосочетаниях «менее строгий - наименее строгий», «менее приятный - наименее приятный», «более глубокий - глубочайший», «более чистый - чистейший». Придумайте сами несколько примеров. Распространенная ошибка в работе - словосочетания «более чистейший», «более красивейший». За это никаких баллов вы не получите.
3. Прочитайте весь материал о правописании корней. В 2019 году задания на эту тему смогли выполнить только 65 процентов выпускников. Это значит, что не все школьники усвоили, как правильно писать корни гор-гар, зор-зар, кас-кос, ровн-равн, лож-лаг и другие, хотя эти темы изучают в средних классах. Не забывайте повторить и исключения из правил. Это, к примеру, слова «зорянка», «утварь», «пловец», «равнина», «поровну», «уровень» и другие.
4. Повторите правописание приставок. Они бывают неизменяемыми и изменяемыми. Изменяемые - без-бес, из-ис, низ-нис, пре-при и другие. Неизменяемые - на-, о-, пред-, пере- и другие.
Проверьте себя, как правильно? Пр-близить, пр-бавить, о-дать, ра-бросать, ра-пустить, пр-мудрый, пр-милый.
5. Обратитесь к теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Вспоминаем, что окончание глагола зависит от спряжения. Если глагол первого спряжения, то в окончании буквы Е, У, Ю. Если второго, то И, А, Я. Правописание суффиксов тоже зависит от спряжения.
Проверьте себя, как правильно? Дыш-щий, крас-щий, шепч-щий, чита-мый.