САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

9 класс. «Белые ночи»

Последняя зимняя неделя для девятиклассников — время проходить повесть «Белые ночи», где есть всё, за что мы ценим Ф. М. Достоевского: достоверные психологические портреты, глубокие размышления о жизни, таинственный Петербург и, конечно, любовь

Итоговое-сочинение-Достоевский-Белые-ночи
Итоговое-сочинение-Достоевский-Белые-ночи

Текст: Ольга Разумихина *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Конец мая - начало июня — время, когда в Санкт-Петербурге начинаются белые ночи: это природное явление, при котором даже в полночь или перед рассветом небо остаётся светлым, то есть на улице не темнеет, как осенью или зимой. Конечно, во время белых ночей не так светло, как в полдень, но света достаточно, чтобы читать. Вот как об этом писал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье, <...>

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

Белые ночи — явление не такое уж и редкое: «безлунные» недели выдаются не только в Питере, но и в Архангельске, Петрозаводске, Сургуте и многих других городах. Но именно в Санкт-Петербурге разворачивается действие произведения Ф. М. Достоевского «Белые ночи», и именно в эту пору встречаются два безнадёжных романтика — двадцатишестилетний Мечтатель и семнадцатилетняя Настенька.

Он и она

«Белые ночи» — произведение не особенно большое: при средней скорости чтения его можно одолеть часа за два — два с половиной. Поэтому напомним только основные сюжетные моменты.

Мечтатель — молодой человек, живущий со служанкой Матрёной в съёмной комнатушке; целыми днями он блуждает по городу, «общается» с домами, наблюдает за прохожими, а приходя домой, отправляется в мир грёз. Вот один из типичных сюжетов, которые он себе воображает:

Верите ли вы, <...> что действительно он [вымышленный Мечтателем молодой человек] никогда не знал той, которую он так любил в своём исступлённом мечтании? <...> Неужели и впрямь не прошли они рука в руку столько годов своей жизни? <...> Неужели не она, в поздний час, когда настала разлука, не она лежала, рыдая и тоскуя, на груди его, не слыша бури, разыгравшейся под суровым небом, не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с чёрных ресниц её? Неужели всё это была мечта — и этот сад, унылый, заброшенный и дикий, <...>  и этот странный, прадедовский дом, в котором жила она столько времени уединённо и грустно с старым, угрюмым мужем, вечно молчаливым и желчным? <...> И, боже мой, неужели не её встретил он потом, далеко от берегов своей родины, <...> в дивном вечном городе, <...> где она, узнав его, так поспешно сняла свою маску и, прошептав: «Я свободна», задрожав, бросилась в его объятия...

Очевидно, что Мечтатель, как и Евгений из той же поэмы Пушкина «Медный всадник», — обедневший (и почти обнищавший) дворянин, скорее всего — сирота. Такова же и Настенька, оставшаяся после смерти родителей с бабушкой, которую она «всё-таки немножко любит». Бабушка целыми днями не отпускает внучку от себя, пристёгивая её юбку к своей при помощи булавки, и сбежать девушка может только ночью, когда опекунша спит (по крайней мере, сбежать в прямом смысле этого слова: в мир фантазий бедолага уносится при первой же возможности). Но бродить одной по тёмному городу небезопасно и сейчас, а в XIX в., и подавно. Неизвестно, чем закончилось бы для Настеньки преследование пьяного прохожего, если бы не случайно появившийся рядом Мечтатель и не «превосходная сучковатая палка, которая случилась на этот раз в его правой руке».

Случайно столкнувшиеся Мечтатель и Настенька изумлены, обнаружив, насколько хорошо они понимают друг друга: это настоящие родственные души. (В английском языке есть отличное обозначение для человека, который буквально читает мысли другого, — soulmate: почти как «вторая половинка», но не обязательно в романтическом контексте.) Вот и Настенька воспринимает Мечтателя как друга и даже запрещает ему в себя влюбляться, но в силу неопытности не понимает, что выдвигает ему невыполнимое требование. Тем более что о женихе (любимом, кстати, женихе!), который вот-вот приедет в Петербург, девушка новому другу поначалу не говорит. И вот четырёх ночей оказывается достаточно, чтобы Настенька погрузилась в пучину уныния и затем, сама уже того не ожидая, оказалась на седьмом небе от счастья, — и чтобы хрупкий, нежный Мечтатель вернулся с разбитым сердцем в свой «угол», выйти откуда ему уже, кажется, не суждено.

Форма и содержание

Запомнить сюжет произведения и разобраться в характере главных героев — вполне достаточно, чтобы получить на уроке твёрдую «четвёрку». Но если вы мечтаете об отличной оценке или и вовсе собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе, уделим внимание литературоведческим вопросам. Например, действительно ли «Белые ночи» — это «сентиментальный роман», как подписал произведение автор? Разбираться придётся и с первым, и со вторым словом.

Сентиментализм или реализм?                             

Начнём с «сентиментального». Прилежные ученики знают, что литературные произведения — как русские, так и зарубежные — не существуют просто так, в вакууме: каждый художественный текст (по крайней мере, если речь идёт о произведениях XVIII в. и более поздних) принадлежит к тому или иному направлению. Вот они все:

  • классицизм (весь XVIII - начало XIX в.);
  • сентиментализм (вторая половина XVIII в.);
  • романтизм (вторая половина XVIII - начало XIX в.);
  • реализм (весь XIX в.);
  • модернизм (первая половина ХХ в.);
  • постмодернизм (вторая половина ХХ в.);
  • метамодернизм (начало XXI в.)

Классицизм — это направление, которое подразумевало строгие правила — относительно как формы, так и содержания. Например, если в начале XVIII в. кто-то писал пьесу, то в ней обязательно должно было соблюдаться «единство времени, места и действия», то есть все события должны были происходить с одними и теми же главными персонажами в течение 24 часов в одном и том же доме (как, например, в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Мораль классицистов была очень строгой: они призывали читателей соблюдать Божественные заповеди, уважать государя, почитать старших — как по возрасту, так и по чину, — а также всегда быть совестливым, честным, надёжным. Но главное — эти писатели учили, что нужно руководствоваться в первую очередь умом, а не чувствами. Сердечные порывы, по их мнению, могли довести до греха, поэтому — рассудительность и ещё раз рассудительность!

Неудивительно, что столь строгая мораль во многих вызывала отторжение. Как же это так, возмущались писатели и читатели в России и за рубежом, — всё время жить умом, а не чувствами? Поэтому во второй половине XVIII в. сформировалось другое направление — сентиментализм. Персонажи этих произведений, напротив, свободно влюблялись, радовались общению с близкими и природе, и даже труд им был не в тягость. Чаще всего героями таких пьес или стихов были пастухи и пастушки; иногда в их компанию «приходили» древнегреческие и древнеримские божества. Так что, конечно, «Белые ночи» никак нельзя назвать произведением, написанным в духе сентиментализма.

Достоевский — даже не романтик, а уже реалист. Во-первых, он написал историю Настеньки и Мечтателя в 1848 году, и даже эпиграф взят из текстов другого реалиста — И. С. Тургенева. Во-вторых, его герои — вовсе не беззаботные пастушки на лоне природы, а сложно устроенные, внутренне надломленные, ищущие и страдающие горожане. В произведении затронуты сугубо реалистические проблемы: Достоевский рассуждает о социальном неравенстве, проблеме отцов и детей, одиночестве и эскапизме (стремлении сбежать от насущных проблем в свой воображаемый мир). Почему же «Белые ночи» названы «сентиментальными»? Очевидно, потому, что и Мечтатель, и Настенька переживают настоящую бурю чувств. Недаром сейчас слово «сентиментальный» имеет значение «трогательный, наивный, слезливый».

Роман или повесть?

Ученику, знакомому с основами литературоведения, покажется также странным определение «роман». И эти сомнения будут небезосновательны. Ведь типичные отличия романа от повести таковы:

  • объём (в повести в среднем — от 20 до 100 страниц, в романе — 100 и больше);
  • количество сюжетных линий (в повести читателю предлагается пристально следить за двумя персонажами, в романе — за тремя и более);
  • проблематика (персонажи повести размышляют в основном об одной проблеме, а остальные захватываются мимоходом, тогда как герои романа высказывают суждения о самых разных материях);
  • главный герой: в повести это — типичный представитель своего поколения и/или сословия, в романе — уникальная личность.

В произведении «Белые ночи» 55 страниц, то есть по объёму это, скорее всего, повесть. Однако, может быть, перед нами просто очень короткий роман? Ведь из любого правила бывают исключения. Не будем спешить — разберёмся с остальными критериями.

Количество сюжетных линий у Достоевского определить просто: их две, и это, конечно, линия Настеньки и линия Мечтателя. Кто-то заметит, что есть и Настенькин жених, и мы до последнего не знаем, что с ним происходит. Резонно, вот только внутренний мир этого персонажа автор не раскрывает. Сюжетная линия — это не только действия («пришёл», «рассказал», «убежал»), но и работа мысли, а «залезть в голову» Настиному жениху автор читателю не позволяет.

Основная проблема, затронутая в повести, также одна: любовь. Может ли человек запретить себе влюбляться? Существует ли любовь с первого взгляда, а если нет, то сколько времени должно пройти, чтобы можно было с уверенностью понять, что ты по-настоящему полюбил другого? Чем отличаются любовь и влюблённость? Любовь — это счастье или наказание? И нужно ли бороться за любимую, если её сердце принадлежит другому, — либо следует благородно отказаться от притязаний на её руку? Это далеко не все вопросы, которые составляют тайну любви, — и именно они волнуют героев. Да, в «Белых ночах» идёт речь и о социальном неравенстве (и Мечтатель, и Настенька, повторимся, живут очень бедно), и об отношениях между членами семьи (ох уж эта бабушка с её булавкой!), но подробно они не разбираются.

Наконец, главный герой повести — Мечтатель — сам называет себя «типом» и сам даёт себе соответствующее прозвище.

Услышите вы, Настенька <...>, что в этих углах проживают странные люди — мечтатели? Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своем углу, как улитка <...> Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены, выкрашенные непременно зелёною краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные? Зачем этот смешной господин, когда его приходит навестить кто-нибудь из его редких знакомых, <...> встречает его, так сконфузившись, так изменившись в лице?

Увы, Мечтателя нельзя назвать по-настоящему уникальной, «пробивной» личностью. Сильные люди идут наперекор всему, что мешает им жить в соответствии с собственными принципами и идеалами, и на этом пути либо сокрушают все препятствия, либо... погибают (в прямом или переносном смысле — не столь важно). Мечтатель же только и делает, что прячется в своём углу. Он никогда ни с кем и ни с чем не боролся: он не может справиться даже с единственной служанкой Матрёной, которая никак не сметёт паутину. Это вовсе не значит, что мы должны относиться к герою с осуждением! Все мы разные: кто-то рождён для подвигов, а кто-то — для жизни тихой и мирной, и это хорошо. Каково было бы жить в мире, где каждый мнит себя супергероем? И всё же типический характер Мечтателя — лишний аргумент в пользу того, что истинное жанровое определение «Бедных людей» — повесть. Авторское же определение «сентиментальный роман» — и «обманка» для читателя, и одновременно подсказка, как будут вести себя влюблённые герои.

Использованные источники
Шихонин Р. И. Планы-конспекты уроков литературы в 9 классе.
 

*

Ольга-Лапенкова
Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.