САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Центр Вознесенского заинтересовался литературой Young Adult

13 марта в Центре Вознесенского прошла первая открытая дискуссия, посвященная Young Adult fiction в российской литературе

Текст: Наталья Рыжова (Литературный институт)

Фото с сайта Центра Вознесенского (www.voznesenskycenter.ru)

Участники (точнее, участницы) встречи имели к заявленной теме непосредственное отношение: Тата Анастасян — главный редактор издательства с говорящим названием Popcorn books, Яна Маркович — редактор этого же издательства, а писательница Саша Степанова, более известная как Рута Шейл, автор романов «Вещные истины» и «Город вторых душ» и соавтор подкаста "Ковен дур". Вместе они обсудили и ответили на главный вопрос: «Есть ли место для книг YA в российской литературе?»

Ответили, разумеется, положительно. И неудивительно: каждый человек в определенный период жизни сталкивался с непониманием и неприятием самого себя, пытаясь при этом быть «нормальным», - то есть таким, таким, как все вокруг. А литература Young Adult как раз и призвана ответить на вопросы не только о том, кто же ты есть на самом деле, но и о том, как стать самим собой - настоящим.

В наше время молодые люди, согласились участники дискуссии, всё чаще обращают свой взгляд не только на западные сериалы, но и на литературу. Западную, разумеется: ведь зарубежные авторы не боятся говорить с юным читателем на такие важные темы, как гендерное равенство, ЛГБТ-сообщества, сексуальное воспитание, буллинг и т. п. Российское общество куда более консервативно, оно боится принимать и поднимать эти темы, которые давно стали злободневными.

Но долго закрывать глаза на литературу YA (и уж тем более отвергать ее) не получится: она продолжает проникать в магазины. И это неизбежно. Ругая подростков за нежелание читать, за неначитанность, стóит прежде всего задаться вопросом: почему так происходит? Не потому ли, что классическая русская проза просто не способна соответствовать проблемам, тревожащим молодые умы. Не потому ли, что она лишена необходимого подхода, свежего взгляда на сегодняшний день?

Да, молодежь в очередной раз изменилась: люди XXI века рождения росли в режиме комфорта, окруженные всевозможными технологиями, гаджетами, интернетом, поэтому и изменились их требования к литературе. Подростки могут читать, умеют и любят (посмотрите, как они строчат в инстаграме!), но только в том случае, если им дать «годный контент», постараться говорить с ними на одном языке. И тогда, начиная с малого, они смогут перейти в мир «большой литературы», которая отвечает на вопросы уже взрослого человека, моделирует его поведение и саму жизнь.

Тата Анастасян дала характеристику жанру YA - как его видят в Popcorn books:


 

«Нельзя сказать, что любая книжка, написанная для аудитории от 15 до 20 лет — это YA. Это не нейтральная литература. В детской и подростковой литературе всё черно-белое. Есть зло, и есть добро. Когда начинается YA всё серое. И злое может быть добрым, и доброе злым».

 

Бум литературы «молодых взрослых» за последний год очевиден. Многие издательства запускают целые серии, но ограничивают их некоторыми рамками. Издательство Popcorn books, по уверению его сотрудников, стало первым, готовым говорить на табуированные темы. Яна Маркович рассказала о проблемах российского YA, которые заключаются в первую очередь в страхе молодых авторов писать о своем мире, об окружающей их действительности. Всё чаще они прячутся за иностранные имена, вымышленные локации, события, боятся рассказать о своей жизни:

«В России YA появился как отражение американского, британского YA. Только сейчас ребята начинают осмеливаться писать про себя, а не только фанфики на зарубежные романы. Писать про своих друзей, про свой город. Бум русского YA еще впереди».

Не в последнюю очередь - из-за отношения «по остаточному принципу». Саша Степанова, автор книг в жанре «молодых взрослых», поделилась своим опытом: «Конечно, есть горящие своим делом люди, но в основном этим занимаются маленькие независимые издательства, которые не штампуют книги. Это не конвейер, а штучный товар. Здесь речь идет об эксклюзивности, о работе с каждым автором, о подходе к каждой книге. И мне бы, конечно, хотелось оказаться в такой системе, где мою книгу действительно прочитали и захотели бы отправить кому-то из критиков, кому я ее сама не отправлю. Мне хочется верить, что появятся премии для литературы Young Adult. Но пока что заострения внимания нет. И особого интереса к ней среди литературного сообщества тоже нет».

Участницы дискуссии сошлись на том, что крупные издательства, да и мир «большой литературы» в целом не готовы пока принимать Young Adult, создавать уникальные, непохожие друг на друга книги, не сбрасывая их в одну серию с идентичными обложками или цензурируя каждую страницу. Говорить голосом нового времени не страшно и не стыдно. Стыдно молчать.