ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сложная история

Русист из Венгрии: «Венгерские учебники умалчивают о поведении мадьяр на Брянщине»

Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы
Пушкинский-конкурс-Автограф-Победы

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Фото: wikimedia

На XX Международный Пушкинский конкурс «Российской газеты» «Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского языка» в этом году поступило 529 работ от педагогов-русистов из 42 стран. Среди них и Венгрия.

«В Венгрии День Победы не принято отмечать, ведь страна, как говорят венгры, «оказалась не на той стороне, не на стороне победителей». Но вопрос празднования этой даты на государственном уровне находит и своих сторонников, и противников», - пишет в своем конкурсном эссе русист из города Печ Валентина Вегвари. 

Каждый год, готовясь к занятию по страноведению, на котором студенты-русисты Печского университета знакомятся с государственными праздниками России, Валентина испытывает волнение, потому что тема 9 Мая - одна из самых сложных.

В некоторых городах страны власти, представители партий и гражданского общества возлагают венки на могилы к памятникам советских воинов. Но не остаются заброшенными и могилы немецких солдат, так как венгры считают, что «мертвый солдат - это не воин, а жертва». 

По словам русиста, до венгерских учащихся довольно трудно донести смысл Великой Победы, ее значение и важность для всех жителей России и бывших стран Советского Союза, особенно в наши дни, когда идет интенсивное переписывание истории и ее фальсификация.

«Мне всегда вспоминается один эпизод, - рассказывает Валентина. - Преподаватель из России запела песню «День Победы», но студентка из Польши оборвала ее и стала возмущаться: «О какой победе идет речь? Вы начали войну, захватили Польшу и оккупировали ее, не поддержали Варшавское восстание». Преподаватель ответила: «На войне много правд и неправд, однако никто в мире не отрицает победу советских солдат над фашистской Германией, которая вероломно напала на нашу страну. Пусть историки решают вопрос оккупации или «неоккупации» Польши и Венгрии, а мы здесь на уроке говорим о празднике, который отмечают как в России, так и во всем мире».

К слову, студенты часто демонстрируют знания, почерпнутые из школьных учебников по истории: правитель Венгрии Миклош Хорти хотел выйти из коалиции с Германий и уже вел переговоры с представителями Великобритании и США, а также с советскими дипломатами, однако сразу же после объявления о выходе Венгрии из коалиции с Германией 15 октября 1944 года, в стране произошел государственный переворот и правитель Венгрии был вынужден передать власть фашистской партии под руководством Ференца Салаши.

Возвращая внимание учащихся к Великой Отечественной войне, педагог объясняет: советские воины разных национальностей защищали свое Отечество, свою Родину. Она  рассказывает студентам историю своей семьи: «Один мой дядя погиб на Финской войне; другой - в партизанах, могилу его тоже не удалось найти; еще одного дядю контузило на войне; мой папа с первых дней войны ушел на фронт рядовым солдатом и дослужился до звания майора; мою маму с бабушкой в самом начале войны эвакуировали в Узбекистан, где от дизентерии умерла в возрасте трех лет моя старшая сестра; дедушка остался охранять жилье, но его угнали фашисты на работу в Германию и он пропал без вести, а в дом попала бомба». И это производит впечатление.

Когда речь заходит о потерях и жертвах войны, русист осторожно подчеркивает, что из рассказов подруг своей бабушки, которые пережили нацистскую оккупацию на Брянщине, слышала о жестокости мадьяр, о том, как сжигали детей, стариков и женщин, как расстреливали людей только по подозрению в связях с партизанами в Брянских лесах. Об этом венгерская история умалчивает.

Педагог на своих лекциях касается и вопроса взаимного признания воинских захоронений в Венгрии и России, сохранения и ухода за могилами, возложения венков.  

«В конце занятия я обычно чувствую удовлетворение, потому что мне удалось развеять легенды об «агрессивных» советских солдатах, обратить внимание на фальсификацию истории о том, что благодаря только США и Великобритании была освобождена Европа, а также заинтересовать учащихся документами о войне, которые они смогут найти в интернете. Именно эта небольшая личная победа является для меня очень важной», - заключает русист.