Текст: Петр Моисеев
Фото с сайта организаторов премии
28 августа состоялась пресс-конференция, посвященная итогам «народного голосования» в рамках упомянутой премии. В пресс-конференции участвовали председатель жюри премии Сусанна Альперина, директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, член жюри Данил Корецкий, директор по киноканалам компании «Цифровое телевидение» Иван Кудрявцев, главный редактор телеканала «Русский детектив» Екатерина Ефанова и руководитель сайта LiveLib (где и проходило голосование) Дмитрий Курочкин. Запись пресс-конференции доступна на страничке пресс-центра ТАСС на Фейсбуке, так что я поделюсь не столько сведениями о мероприятии, сколько впечатлениями от него — и в особености от оглашенного на нем Короткого списка премии.
Самым нестандартным оказалось выступление Данила Корецкого, который на вопрос «Нужна ли, на ваш взгляд, эта премия?» ответил, что литературные конкурсы важнее были в советские времена, когда труднее было опубликоваться, а сейчас опубликоваться можно и без победы. Другое дело, что, по словам Корецкого, конкурс все же может привлечь внимание к новым именам.
И вот этот пункт о новых именах, как мне кажется, вызывает больше всего вопросов.
Те, кто интересуется литературными премиями, чаще всего смотрят, наверное, на Короткий список. Он достаточно велик, чтобы в него могло попасть большое количество интересных произведений; в то же время выбор лауреата — это всегда до некоторой степени лотерея. Однако это верно при условии, что Короткий список составляют члены жюри, прочитавшие все произведения. Если же вопрос решается «народным голосованием», то на самом верху оказываются самые раскрученные авторы. Et voilà — в номинации «Преступление и наказание: Детектив года» в финал вышли Донцова, Маринина и Полякова, а в номинации «Выбор читателя» победила опять же Полякова (все с тем же произведением «Голос, зовущий в ночи»).
Кое-какие произведения, впрочем, не попали в финал вполне заслуженно — например, недетективные романы Дашковой, Дезомбре («Сеть птицелова», о которой я писал отдельно), Москвина, Свечина, Устинова или сильно перехваленный «Дом кривых стен» Симады. Но ведь и оказавшиеся в Коротком списке Донцова, Лиза Лосева (дебют которой мне тоже случилось прокомментировать), Алан Брэдли ничуть не ближе к детективу, чем Свечин. С другой стороны, «в пролете» оказались, например, Чиж и Введенский. Им обоим можно сделать ряд упреков (Чижу — в особенности за «Бой бабочек», Введенскому — в особенности за язык), но не потому они оказались за бортом — просто у них читателей меньше. Однако каким образом это говорит о качестве романа — да и просто о его детективности?
Та же ситуация наблюдается и в области телесериалов:
очень милый, но не слишком детективный дамский сериал «Галка и Гамаюн» - в финале, а небезупречно снятый, но гораздо более крепкий в плане интриги «Адвокат Ардашев» - нет.
Другими словами, Короткий список интересен в первую очередь тем, что позволяет еще раз прийти к давно известному выводу: круг читателей и зрителей дамского романа и дамского же сериала гораздо шире, чем круг любителей детектива.
Впрочем, сами члены жюри допускают, что, поскольку премия только делает первые шаги, в будущем процедура еще может измениться.
Но пока что жюри предстоит трудный выбор. Не то чтобы в Коротком списке вообще не было детективов — есть фильм «Достать ножи», снискавший заслуженную популярность и наглядно продемонстрировавший, что детектив способен заинтересовать широкого зрителя; как ни странно, достаточно близок к детективу (и на фоне Донцовой - Лосевой, и на фоне многих вещей самой Марининой) роман «Другая правда», несмотря на обилие разговоров «за жизнь» в первой его половине. Во всяком случае, хотя Короткий список вышел не такой интересный, как хотелось бы, хорошо, что премия есть: это мероприятие может оказаться гораздо более плодотворным, чем дежурные похвалы очередному опусу раскрученного автора.
Ну а теперь — собственно Короткий список:
Номинация «Преступление и наказание: Детектив года»
- Татьяна Полякова «Голос, зовущий в ночи»
- Дарья Донцова «Венец безбрачия белого кролика»
- Александра Маринина «Другая правда. Том 1»
Номинация «Автор года»
- Татьяна Полякова «Дневник чужих грехов»
- Вячеслав Прах «Он умел касаться женщин»
- Анна Князева «Песня черного ангела»
Номинация «Открытие года»
- Лиза Лосева «Черный чемоданчик Егора Лисицы»
- Вера Арье «Сердце мастера»
- Мария Шенбрунн-Амор «Вкус Парижа»
Номинация «Иностранный детектив»
- Майк Омер «Внутри убийцы»
- Джон Маррс «The One. Единственный»
- Алан Брэдли «Красавиц мертвых локоны златые».
Номинация «Дебют года»
- Людмила Мурадян «Заповедник мертвецов. Мифологический детектив»
- Татьяна Морозова «Уравнение с неизвестной»
- Ольга Соколовская «Все лучшее нас ждет впереди!»
Номинация «Детский детектив»
- Анна Старобинец «Боги Манго»
- Майя Лазаренская «Дело о белом кенгуру»
- Екатерина Вильмонт «По следу четырех».
Кинономинация «Лучший фильм в жанре детектив»
- Американский детективный фильм режиссера Райана Джонсона «Достать ножи»
- Американо-итальянская картина «Ядовитая роза» с Морганом Фриманом и Джоном Траволтой
- Итальянский фильм «Венецианский детектив»
- Французский фильм «Боже мой!»
- Российская лента «Девятая» режиссёра Николая Хомерики
Кинономинация «Лучший отечественный многосерийный фильм в жанре детектив»
- «Холодные берега», реж. Сергей Комаров
- «Галка и Гамаюн», реж. Андрей Силкин
- «Токсичная любовь», реж. Валерий Девятилов
- «Ростов», реж. Павел Дроздов
По итогам голосования определен победитель в номинации «Выбор Читателя» - повесть Татьяны Поляковой «Голос, зовущий в ночи».