Текст: Иван Родионов (учитель русского языка и литературы, участник литературной смены арт-форума «Таврида»)
Иллюстрация: "Первый бал Наташи Ростовой". Рис. Леонида Пастернака (1893)
Вирус вирусом, а наступление нового учебного года неизбежно, как осень. А это значит, что скоро новые старшеклассники станут ужасаться бесконечным французским сноскам «Войны и мира», сконцентрированным, как назло, аккурат в первом томе. Будут засыпать вместе с Обломовым и писать «увлекательные» сочинения на тему «Многоликий крестьянский мир в поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Споры о пересмотре школьной программы по литературе идут не первый год. Около десяти лет назад из учебников наконец убрали опостылевший даже учителям роман Чернышевского «Что делать?». Постоянно возобновляются разговоры о том, что нужно исключить из программы того же «Обломова», а «Войну и мир» заменить на более динамичную и менее объемную «Анну Каренину»; воз, как говорится, и ныне там.
Раздаются и более радикальные голоса: одни предлагают расширить классическую гуманитарную составляющую в обучении, добавив часы на изучение литературы, чтобы не скакать по верхам, а последовательно и дотошно изучать наследие Достоевского и Толстого. Иные ратуют за кардинальный пересмотр школьной программы, призывая добавить в нее «что-то действительно интересное и полезное современному ребенку». «Интересным и полезным» может быть что угодно - от модных young adult-бестселлеров до бизнес-советов какого-нибудь Кийосаки.
Попробуем разобраться со сложившейся ситуацией и приведем аргументы как за сложившийся статус-кво, так и за переоснастку школьного литературного «парохода современности».
Менять нельзя, оставить
- Классическая литература дисциплинирует, готовит ребёнка к серьёзному фундаментальному образованию. Светская литература XIX—XX веков - не Закон Божий и не древнегреческий, с которыми вполне справлялись дореволюционные гимназисты. Произведения школьной программы - вершина русской, да и одна из вершин мировой литературы. Что изучать, если не их? Сложно? Не пригодится в реальной жизни? А интегралы точно всем пригодятся? А квантовая физика? Поколения школьников несли этот факел знаний, обязательных для всякого образованного человека. И если он погаснет, например, на нынешнем поколении - что можно будет об этом самом поколении сказать?
- Если не изучать классическую литературу в юном возрасте и не выработать привычку к чтению сложных, нелинейных текстов, а довольствоваться «интересным» развлекательным чтивом, шансы на то, что человек ни с того ни с сего возьмётся за Достоевского в зрелости, стремительно приближаются к нулю. Увы.
- Зачастую мы не обращаем на это внимания, но многие герои произведений школьной программы - ровесники учащихся. Или чуть постарше их. Евгению Онегину во время его знакомства с Татьяной - едва за двадцать, а ей - шестнадцать-семнадцать. Катерине из «Грозы» - всего девятнадцать. Наташе Ростовой на её первом балу - восемнадцатый год! Ее «первый бал» - это, в сущности, то же, что выпускной у современной школьницы: первый раз взрослое платье и т.д.
Классическая литература рассказывает о чаяниях и надеждах молодых людей. Их проблемы близки и современному подростку - поиск себя, бунт против «отцов», ощущение одиночества, несчастная любовь... Классическая литература, представьте себе, и есть тот самый young adult. В лучших его образцах. Ориентируясь на классику, школьник сможет лучше разобраться в собственных чувствах и переживаниях.
Менять, нельзя оставить
- Конечно, классика бессмертна, но вот пресловутая «актуальность» многих книг из школьной программы вызывает вопросы. Опыт дворянина начала XIX века, то есть доиндустриальной эпохи, не знавшей телефона, или даже участника Гражданской войны - чем он поможет современному ребёнку? Кто сейчас белые, кто красные? Кто пролетарии, кто буржуи? Реалии меняются - может, пора дать учащимся те книги, в которых он по-настоящему сможет найти себя и свое место в мире?
- Классика зачастую ну очень сложна для восприятия. В том же Достоевском с его экзистенциализмом и религиозно-философскими концепциями и взрослому тяжело разобраться. Добавьте к этому те же изменившиеся реалии - получается, для понимания той или иной классической книги необходимо знание исторического контекста. Десятиклассница искренне не понимает, почему Катерина покончила с собой, и относится к «лучику света в тёмном царстве» с лёгким, извините, презрением. Самоубийство не выход! Ушла бы от опостылевшего мужа, сняла квартиру, устроилась на работу... Зачем бросаться с обрыва-то? Даже если школьнику-зумеру терпеливо рассказывать о бесправном положении простых женщин в девятнадцатом веке, о роли религии в то время, об отсутствии каких-либо перспектив для незнатной девушки, кроме замужества, он всё равно не сможет правильно прочувствовать ситуацию. «Это понятно. Всё равно - ушла бы, и всё». Что уж говорить о многослойных исторических романах-эпопеях?
- В ЕГЭ по литературе есть один проходной вопрос. Касается он литературного направления, в рамках которого было написано то или иное эпическое или драматическое произведение. В 95% случаев ответ на этот вопрос - «реализм» (исключения - «Недоросль» и «Старуха Изергиль»). Как говорится, в любой непонятной ситуации. Так вот, этот самый «реализм» надоел юным до чёртиков. Они любят мистику, фантастику, необычайное и страшное, а не вот это всё. Спросите у выпускника о любимом произведении из школьной программы. Большинство назовёт «Мастера и Маргариту», и уж конечно не из-за глав о Понтии Пилате. Вскользь, внеклассным чтением (на которое обычно нет времени) проходят «Властелина колец» и «1984», о Замятине упоминается несколькими строками. Разве помешал бы, например, подробный разбор «Пикника на обочине» Стругацких (в эпоху увлечения игрой Stalker)? А «451 градус по Фаренгейту»? Да тот же «Гарри Поттер» - разве он плохо написан? А если современное? Например, множество подростков устраивают ролевые игры по роману Мариам Петросян «Дом, в котором...» Не самая дурная современная литература, между прочим. Ах да, выпускной класс - все готовятся к ЕГЭ и бросают изучение литературы в лучшем случае на Распутине и Астафьеве...
Думается, некоторые перемены всё же назрели. Конечно, руководствоваться нужно принципом «не навреди». Да и манге и комиксам всё-таки пока на уроках литературы делать нечего. Но если мы хотим, чтоб на занятиях глаза детей горели и дома они читали не из-под палки и не ради оценок, а с удовольствием, нужно что-то менять.
А вы как думаете?