Текст и фото: Фёдор Косичкин
Впрочем, началась она с объяснения того, как возникла новая книга. По словам Прилепина, выпустив о военных действиях на Донбассе несколько книг публицистики и написав документальный роман, он совершенно не собирался возвращаться к этой теме. У него и так уже творческих планов вперёд на десять лет: надо закончить книгу про Шолохова, написать роман про XVII век (про Разина) и т.д. Но нахождение среди уникальных людей – не только ополченцев – с яркими судьбами, взглядами, интонациями, настоятельно потребовало передать этот опыт в прозе. Причем именно в художественной прозе, потому что большинство персонажей – это реальные люди (под измененными именами).
«Шолохов еще в двадцатые годы, когда появились первые разговоры о том, что он якобы «украл» «Тихий Дон», легко мог доказать своё авторство, – объяснил Прилепин. – Потому что большинство его персонажей – это реальные люди из того же села, где жил Шолохов, он мог просто их указать. Но он не стал этого делать, потому что тогда за ними, участвовавшими в Гражданской войне вовсе не на стороне красных, пришли бы чекисты. Вот и я так же – не могу упоминать об этих людях в публицистике или телепередачах, но могу рассказывать о них в художественной прозе, где вроде как все придумано. Хотя, скажу вам по секрету, всё это так и было».
Но посетителей, с лихвою, несмотря на напоминания персонала держать дистанцию, заполнивших зал, интересовало не только соотношение фикшна и нон-фикшна. И Прилепин честно отвечал на все вопросы.
О МХАТе им. Горького: он пришел туда так же, как сто лет назад пришли в МХТ современные писатели Леонов и Булгаков, чтобы внести в театр лучшие образцы актуальной литературы. В наше время это произведения Водолазкина, Шаргунова. Но не Прилепина: чтобы избежать упреков, «завлит» Прилепин не предлагает к постановке собственных произведений.
О роли литературы в современном мире: «Тиражи большинства книг небольшие, но твой текст может прочитать человек, который потом возглавит министерство, или банду, или страну».
О том, должна ли литература учить: «Если бы Пушкин выпустил «Капитанскую дочку» сейчас, как-нибудь не в меру рьяные патриоты начали бы возмущаться: как так, пишет о террористе Пугачеве с явной симпатией! Но книги учат думать сложно».
О съемках сериала «Обитель» Прилепин признался, что не имеет представления, на какой стадии сейчас находится процесс, потому что давно не созванивался с режиссёром Велединским, который обиделся на выпуск "Уроков русского" про Высоцкого. Но оно и к лучшему: писателям надо «отпускать» фильмы и следить за тем, что сделал режиссер, на отдалении.
О семье – Прилепин много ездит со своими средними детьми 14 и 16 лет, по России, приобщает к своим делам и разговорам. «Надо больше с детьми разговаривать. Они как щенки: всё маленькие, и вдруг не успеваешь оглянуться – уже взрослые. А я и так три года потерял: пока был на Донбассе, мало с ними общался».
О созданной партии Прилепин отвечал кратко (что, впрочем, и естественно на книжной ярмарке), что мечтает поскорее наладить процесс и «соскочить», а на сложный вопрос о «Русском мире» ответил так: «Русский мир – это задание навсегда, это живой постоянный процесс. Это не то что поставил графин на стол и он стоит. Русский мир надо строить изо дня в день. В девять лет я написал стишок: "Люблю я Русь – клянусь". И с того времени, в сущности, пишу и говорю одно и то же».