САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Литература на ММКФ

Фильмы ММКФ-2020, основанные на известных книгах

Лого ММКФ
Лого ММКФ

Текст: ГодЛитературы.РФ

1 октября, несмотря на все препоны этого странного года, открылся Московский Международный Кинофестиваль. Киношники говорят, что для успеха фильма необходимы три составляющие: сценарий, сценарий и сценарий. Мы решили выделить для наших читателей те фильмы основной и дополнительных программ, которые основаны не просто на сценариях, а на опубликованных литературных произведениях. Хотя, конечно, кино – не литература.

1. "Человек из Подольска"

Как нетрудно догадаться, это экранизация одноименной пьесы Дмитрия Данилова об одном необычном допросе в обычном, казалось бы, полицейском участке: крайне интеллигентные сотрудники полиции вместо бутылки из-под шампанского используют вопросник, который помогает герою разобраться в самом себе. Лента снята Семеном Серзиным и уже была показана на Кинотавре; пьеса до этого ставилась в 40 с лишним театрах нашей необъятной, так что ее переезд на киноэкраны был лишь делом времени.

Вот что говорил о первоисточнике режиссер: "При всей достоверности сам по себе материал абсурден, и там есть пространство для фантазии. Была возможность придумывать какую-то реальность, которая соотносится с нашей действительностью, но при этом выглядит мифически" (из интервью proficinema.ru).

2. "Блокадный дневник"

Фильм, снятый Андреем Зайцевым по одноименному произведению Ольги Берггольц («ленинградской Мадонны», лично пережившей Блокаду), рассказывает про первую, самую тяжелую блокадную зиму Ленинграда. Молодая женщина Ольга идет пешком через весь город к своему отцу. Она только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрет от голода, но хочет в последний раз увидеть своего папу, проститься с ним и попросить у него прощения.

Этот фильм - блокадная Одиссея, где зритель вместе с героиней плывет по заледенелому городу, старается выжить и ужасается - когда находит в себе силы - тому, в каком состоянии находится Ленинград и его жители. Фильм опирается не только на текст Берггольц, но и на воспоминаниях других блокадников, в том числе писателя Даниила Гранина. Так что все ситуации и персонажи, как бы кому-то не хотелось в это верить, реальны и не являются художественным вымыслом.

3. "Японский бог"

Фото: kinopoisk.ru

Фильм Александра Басова, снятый по знаменитой новелле Акутагавы — это русский ремейк не менее знаменитой картины Акиры Куросавы «Расемон», разве что с поправкой на время и место действия.

...Жарким августовским днем следственная группа прибывает в заброшенный карьер, где полгода назад были совершены разом убийство и изнасилование - для следственного, так сказать, эксперимента. Однако на месте преступления всё оказывается иначе, нежели в материалах следствия. Версии фигурантов противоречат друг другу, а вновь открывшиеся обстоятельства ставят под сомнение сам факт совершения преступления. Словом, если вы читали Акутагаву или смотрели Куросаву, то вряд ли откроете для себя что-то новое - но поглядеть, как на родном материале прорастает классика мировой литературы, всегда интересно.

Кстати, живой классик советского и европейского кино Рустам Хамдамов всего лишь в 2017 году представил свой вольный и чрезвычайно эстетский римейк "Расемона" - фильм "Мешок без дна". Чем-то притягивает кинематографистов этот сюжет о множественной реальности.

4. "Распоряжение"

А вот и более экзотическая лента - экранизация пьесы «Намибия, нет» Алдри Анунсиасана; в качестве режиссера дебютировал известный бразильский актер Лазару Рамос.

Недалекое будущее. Бразильские власти обещают выплатить чернокожей женщине первую в истории компенсацию за все лишения, которые претерпел ее народ. Чернокожее население страны ликует, считая этот день своим новым праздником, но внезапно политический климат в Бразилии меняется — и власти вместо обещанной "оттепели" насильственно начинают выдворять чернокожих граждан в Африку. Пьеса изначально писалась для камерной сцены, поэтому привычного антиутопического размаха от фильма ждать не приходится: зато в нем точно сполна актуальности.

5. "Руки"

Кадр из фильма "Руки" Фото: moscowfilmfestival.ru

В конкурсе короткометражного кино участвует фильм режиссера Кати Скакун по сценарию Евгении Некрасовой. Известно о нем не так много: из анонса понятно, что речь пойдет о жене, "живущей в состоянии страха перед мужем-абъюзером, и как однажды у нее найдутся силы, чтобы дать ему отпор" - тема домашнего насилия, ярко и больно освоенная Некрасовой в сборнике рассказов "Сестромам", таким образом добралась в ее исполнении и до киноэкранов.

6. "Мелодия струнного дерева"

Не совсем по книге, но зато определенно про литературу: режиссер (она же автор сценария) Ирина Евтеева сняла фильм-дилогию о путешествиях Поэта Хлебникова и его Ка. В египетской мифологии Ка — это жизненная сила в облике человека, существующая отдельно от своего «господина»; этакий бессмертный двойник, сопровождающий Поэта в его творениях и временах. Так что с одной стороны это история о том, как фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка, а с другой — история любви Лейли и Медлума, героев одноименной поэмы Хлебникова.

Действие фильма происходит в Петрограде времен Первой мировой войны, однако герои Хлебникова свободно перемещаются в различных пространствах и временах: то оказываются в Древнем Египте, то попадают в окопы войны, а то их затягивает черный квадрат Малевича. Такая же путаница и с фигурой Хлебникова: главным героем здесь выступает Поэт из сверхповести «Ка» или все же сам писатель? Не уверены, что получим ответ даже после просмотра, но думается, это тот самый случай, когда ответ и не нужен.

7. "Спа" (Thalasso)

Фото: kinopoisk.ru

И снова у нас режиссер и сценарист в одном флаконе, и снова не совсем "кино по книге". Впрочем, чего юлить, совсем не по книге — французский режиссер Гийом Никлу просто снял в своем фильме французского писателя Мишель Уэльбека, вот и вся литература. Держаться в кадре главному литературному цинику Европы помогает главный циник европейского кино Жерар Депардье: их герои встречаются в центре талассотерапии в городе Кабур. Оба честно стараются придерживаться строго режима лечения и до поры до времени спокойно обсуждают все на свете от политики и секса до старения и болезней. Затем, конечно, в их планы вмешиваются кое-какие внезапные события, но это уже дело десятое — все-таки перед нами разговорная комедия.


42 Московский Международный Кинофестиваль проходит с 1 по 8 октября. Подробная программа на сайте ММКФ.