САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

«Жывая поэзия»: ищи меня в клубе

Каким должен быть коллективный поэтический сборник, выясняет наш обозреватель

Текст, фото: Иван Волосюк

Вторая книга-антология современных авторов «Живые поэты» заслуживает внимания по многим причинам - хотя бы уже потому, что её издателем выступил ведущий игрок книжного рынка страны.
Каким должен быть коллективный поэтический сборник, чтобы его отпечатывали тиражом в 4 тысячи экземпляров и презентовали в модных столичных клубах – выяснял наш обозреватель.

Суди книгу по обложке

Такое ощущение, что Андрей Орловский, «драйвер» проекта «Жы», решил сломать стереотип о заведомой медийной и коммерческой обречённости всякого литературного начинания. Так, со времени выхода первого собрания произведений «Жывых поэтов» (М, «Бомбора», 2018), о нём тысячу раз упомянули в СМИ, что является однозначным успехом. Немаловажно и то, что вторую книгу, составленную Орловским и его единомышленниками, взял под своё крыло уже АСТ. (Где явно понимают, как нужно издавать поэзию, чтобы она не залеживалась на полках магазинов).

Интересные обложки в наши дни научились делать все, как профессионалы, так и «любители», и чтобы выделиться на общем фоне, «астовцы» как будто составили книгу из тысяч «обложек». В «Живых поэтах» нет привычных нам «страниц с текстом» и «страниц с иллюстрациями», но есть целое море глянцевости, клиповости и стремления постоянно удивлять читателя необычными дизайнерскими решениями.

Конечно, это правильный путь. Скажем, если на одну чашу весов поставить строгий и сдержанный 600-страничный том Олега Чухонцева (М, Ruthenia, 2020), а на другую – яркий каталог модной одежды, издание, о которой мы сейчас ведём разговор, окажется примерно посередине. Но удалось же Карену Джангирову в конце 90-х взбудоражить публику верлибрами, отпечатанными на угольно-черных листах, и сделать бестселлерами свои антологии?

Но, в конце концов, судьбу книги определяет не то, как издано, а то, что издано, поэтому нам давно пора перейти от формы к содержанию.

Поэтические особенности клубной жизни

Громкая музыка, рёв зала, как на концерте известного артиста, бокалы, стоящие на полу, и проштампованные на руках яркие опознавательные буквы «ЖЫ» - такой была презентация «ЖЫкниги II» в продвинутом столичном заведении «Powerhouse Moscow».

Человека, привыкшего к мысли, что поэзия рождается в «Липках», живёт в «ЖЗ» или на «Волошинском фестивале», а умирает на сайте «Стихи. ру», иные формы взаимодействия «автор – зритель» несколько настораживают. Но текст может звучать где угодно и как угодно, главное, чтобы он имел отношении к поэзии.

Проблема в том, что никто из представленных в книге знаковых фигур современного литпроцесса в презентации не участвовал (время карантинное, но есть же онлайн-формат). Неполнота происходящего была обусловлена отсутствием таких мэтров, как Сергей Гандлевский, Александр Кабанов, Алексей Цветков, Мария Галина или Олеся Николаева.

И автору этого обзора, стоящему перед самой сценой, хотелось взять пульт и промотать до того места, где Сергей Маркович прочтёт:

О, искуситель-змей, аптечная гадюка,
Ответь, пожалуйста, задачу разреши:
Зачем доверил я обманчивому звуку
Силлабику ума и тонику души?
Мне б летчиком летать и китобоем плавать,
А я по грудь в беде, обиде, лебеде,
Знай, камешки мечу в загадочную заводь,
Веду подсчет кругам на глянцевой воде.
Того гляди сгребут, оденут в мешковину,
Обреют наголо, палач расправит плеть.
Уже не я – другой – взойдет на седловину
Айлара, чтобы вниз до одури смотреть.
Храни меня, Господь, в родительской квартире,
Пока не пробил час примерно наказать.
Наперсница душа, мы лишнего хватили.
Я снова позабыл, что я хотел сказать.
Или прозвучит из Цветкова: 
вот вам краткий перечень всех событий 
жил на карла либкнехта звали митей 
всё картина маслом муляж для виду 
я свое манту не давал в обиду 
отдыхал в стекляшке ругался матом 
но давил же пасту и мылил мыло 
а с лариской в том восемьдесят пятом 
может быть как раз вот оно и было 
хорошо что не было и не надо 
меньше философии больше ада 
разбежаться в стену да только лоб там 
сходишь постепенно где годы оптом 
справа мрак кромешный и слева тоже 
ангелы-угодники святый боже

Но перематывать было некуда. Эгоистичное желание «посмотреть на звёзд» могли погасить Линор Горалик, Евгения Риц, Алексей Остудин, «лицеистки» Оксана Васякина и Александра Шалашова. Или Максим Матковский, (кому как не ему, выступать с клубной сцены!).

Однако и этих поэтов на прошедшем представлении второй книги не было.

Поверьте, тут не всё так однозначно

Составители «Живых поэтов» стремились показать максимально широкий (и разнообразный) срез нынешней русской поэзии, поэтому собранная ими книга, условно говоря, состоит из четырех слоёв.

1.Поэтические произведения звезд рок-музыки, участвующих в книге наравне с другими. Это Юрий Шевчук, Андрей Макаревич, Александр Васильев («Сплин»).

2.Тексты уже упоминавшихся выше известных признанных поэтов (Алексей Цветков, Сергей Гандлевский и т.д).

3.Тексты современных молодых литераторов, отмеченные премиями и признанные профессиональным сообществом (Борис Кутенков, Оксана Васякина, Галина Рымбу).

4.Стихотворения молодых поэтов, существующие преимущественно в социальных сетях и пабликах, где модерация частично или полностью отсутствует* (Мария Плешкова, Алексей Колесниченко и другие).

Этих последних можно было бы назвать «сетевыми поэтами», но, как считает один из самых популярных в Интернете поэтов Стефания Данилова, (на неё только ВКонтакте подписаны почти 30 тысяч человек), такой термин нежизнеспособен: его можно применять только в отношении авторов, не выходящих за рамки соцсетей и никак не взаимодействующих с собратьями по письму, кроме себе подобных.

И так получилось, что Powerhouse выступали (и получали видимое одобрение со стороны зрителей) как раз авторы, проявляющие свою творческую активность преимущественно в Сети.

Приведём выдержку из стихотворения Плешковой:

Свойства памяти
Менять хорошее на плохое
Плохое на хорошее 
Плюшевым покрывать
Острое 
От объёмного
Оставлять остов 
Свойства памяти 
Терять то
Что было между 
Надежду
Конвертировать в несбывшееся 
Чёрное превращать в белое
Белое в грязное…

А вот фрагмент стихотворения Колесниченко:

ничего просто так засыпать просыпаться другими 
но прошу береги закрывайся дыши невзатяг 
этот город который мы скоро однажды покинем 
эти люди которые нас ни за что не простят..

Имеет ли это отношение к русской поэзии, призванной говорить за всех «с такою силой, / Чтоб нёбо стало небом, чтобы губы / Потрескались, как розовая глина» - решайте сами.

Что же мы имеем в итоге?

Первое знакомство с детищем команды Андрея Орловского остаётся двойственное впечатление: образцовый дизайн и полиграфия, удачный выбор имён, ради которых книгу всё-таки купят, но при этом излишняя «демократичность» редакторской выборки, снижающий совокупный художественный уровень.

Но и это книге можно простить, раз её создатели испытывают внутренний дискомфорт из-за того, что кто-то думает: «поэзия мертва, стихи никому не нужны, современников не читают».

Энтузиасты, готовые опровергать этот заведомо ложный тезис, заслуживают всяческого одобрения. В завершении посоветуем читателям «Года литературы» обратить внимание на следующую презентацию «ЖЫкниги», запланированную на 27 октября (место проведения: Московский Дом Книги на Новом Арбате).