САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Просвещение, кабала и медиавертеп в Электротеатре

В Электротеатре «Станиславский» прошла премьера видеоперформанса, основанного на «Автобиографии» Соломона Маймона – причудливой и трагической фигуры евр(оп)ейского Просвещения

Текст: Михаил Визель

Иллюстрации с сайта Электротеатра

Соломон Маймон (ок. 1753–1800), один из самых ярких, необычных и трагических персонажей европейского интеллектуального движения XVIII века, известного как Просвещение. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в соответствующую статью Википедии. Здесь же заметим только, что выходец из бедного еврейского местечка того времени, когда местечковая жизнь была наглухо изолирована от жизни окружающей, в 11 лет помолвленный с дочкой хозяйки постоялого двора («отбившей» перспективного жениха у других конкурентов) и в 14 – ставший отцом, он резко порывает с предначертанной судьбой уважаемого в своей узкой среде раввина, знатока Торы, и уезжает учиться в европейские культурные центры – Познань, Кёнигсберг и наконец Берлин, где его дикий польско-немецко-идишский жаргон и не менее дикий внешний вид поначалу вызывают смех – который быстро смолкает, когда выясняется, что заросший бородищей нахальный юноша в состоянии с листа переводить и комментировать сложные философские тексты и вообще наделен и исключительными способностями. Даже Иммануил Кант признал, что этот невесть откуда взявшийся еврей-самоучка – единственный, кто правильно понял его «Критику чистого разума» и осмысленно ей оппонировал.

Соломон Маймон. Автобиография. М.: Книжники, 2016

Чего не понял прочно благоустроенный кёнигсбергский профессор – то, что для него было чисто интеллектуальным занятием, для Соломона Маймона (Соломон Хайман, то есть сын Хаима, изменил свою фамилию в честь Маймонида) было вопросом жизни: ему позарез надо было войти в круг европейских интеллектуалов, потому что со своим кругом он порвал. Но Кант не поддержал страстных призывов Маймона продолжить дискуссию, даже отшатнулся от него – и тот быстро открыл собой длинный и, увы, не блестящий ряд люмпен-интеллектуалов, строчащих глубокомысленные философские трактаты на столах трактиров и спускающих меценатские воспомоществования отнюдь не в философских симпосеонах, а в заурядных попойках. И закончил свои дни, не дожив до пятидесяти, на содержании у очередного аристократа, предоставившего неупорядоченному философу стол и кров у себя в поместье – но оторвавшего его от интеллектуальной жизни, что, вероятно, приблизило конец жизни физической.

Так и получилось, что самым известным сочинением Маймона оказались не его философские труды с невыговариваемыми названиями, а изданная в 1791 году «Автобиография», написанная под явным влиянием Руссо, но обильно сдобренная тем особым горьким «еврейским юмором», который нам так хорошо знаком по сочинениям Шолом-Алейхема. Ее-то (попечением Еврейского конгресса) и взялся поставить режиссер Электротеатра «Станиславский» Андрей Сильвестров, выступивший, вместе с Ури Гершовичем и Люсей Артемьевой, и инсценировщиком обширного сочинения.

Необычное время постановки (задумывался во время карантина), уникальность главного героя, балансирующего между двумя мирами, замкнутым еврейским и открытым просвещенческим, а также, возможно, и само название театра породило необычную форму, которую сам постановщик охарактеризовал как «медиавертеп»: в фойе театра выгорожен небольшой зал, в нем стоит небольшая выпуклая ширма, похожая на резной готический алтарь, и на него с помощью стоящего позади ширмы волшебного фонаря проецируется видеозапись, собственно, спектакля, – в котором герой-рассказчик, сам Маймон (Павел Кравец) с большим юмором повествует совсем не веселую историю своих бедствий и странствий, а порою и скитальчества в поисках Истины. В чем ему помогают еще несколько фигур, мужских и женских. Последние – порой в довольно откровенном виде.

Видеоперформанс "Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона", длящийся чуть меньше полутора часов, разделен на 21 сценку и охватывает не всю, а лишь меньше половины «Автобиографии Маймона», от рождения до 1777 года – до начала первого счастливого и благополучного периода его жизни, продлившегося недолго. В конце по видеосцене ползет титр: «Конец первой серии».

Ожидается ли вторая? И можно ли ждать «гастролей» междисциплинарного перформанса за пределами родного Электротеатра? На оба вопроса Андрей Сильвестров отвечает положительно, но без конкретики. Так что пока необычное зрелище могут оценить только москвичи – но теперь в течение довольно долгого времени.

Трейлер на сайте Электротеатра