Текст: Дмитрий Иванов
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с газетой «Санкт-Петербургские ведомости» (Санкт-Петербург)
Как рассказал Владимир Фролов, издатель, праправнук Бенуа, книга является первой в серии «Библиотека Диогена». Это будут издания удобного (особенно для обитателя современной квартиры-студии) карманного формата с короткими текстами об архитектуре и урбанистике, не обязательно современными, но имеющими вневременное значение. Именно поэтому серия названа в честь древнегреческого философа и мудреца. Средства на первую книгу собирались по народной подписке, в ней приняли участие многие архитекторы: Фролов особо поблагодарил Сергея Чобана и Максима Батаева.
Владимир Лисовский, историк архитектуры, автор нескольких книг о Леонтии Бенуа (1856–1928), назвал этого зодчего «многообразным и трудолюбивым». Он построил Великокняжескую усыпальницу в Петропавловской крепости, Певческую капеллу на Мойке, здание Института акушерства и гинекологии на Васильевском острове, костел в Ковенском переулке, Корпус Бенуа Русского музея – всего около 60 зданий, в основном в Петербурге. Среди его учеников – Федор Лидваль, Алексей Щусев, Иван Фомин, Ной Троцкий и многие другие мастера русской и советской архитектуры.
Именно эти обстоятельства делают интересным знакомство с рукописными материалами Леонтия Бенуа, которые хранятся у наследников. В книжку вошли два коротких текста дневникового характера, которые не предназначались для печати. Один – «Дороги и их значение» относится к 1914 году и публикуется впервые. Другой – «Заметки о труде и о современной производительности вообще» датирован 1918–1922 годами. Он публиковался 20 лет назад в одном давно не существующем журнале.
«Непонятно, как у нас не могут организовать дело постройки дорог. Боятся затрат... Но это глупо, на такое дело и занять не грешно... Все сторицей вернется, не только наше потомство получит пользу, а устроители». И затем архитектор взывает к власть имущим: «Государственная мудрость в том и заключается, чтобы посеять, снять жатву и собирать ее веками!»
Финальный абзац живо напоминает современные дебаты о строительстве массового жилья, не обеспеченного инфраструктурой: «Как может быть сделан прирез крестьянам земли, устройство хуторов без плана и сооружения грунтовых и магистральных шоссейных дорог для обслуживания во всех отношениях земли!»
«Заметки о труде» носят более специальный характер, Бенуа рассуждает о ценообразовании на работы и строительные материалы. По причинам, хорошо понятным нам, но совершенно непривычным для маститого зодчего старой закалки, жалуется на послереволюционные хаос и разруху. Приводит характерные сцены из жизни того времени вроде конфискации красноармейцами капусты и картофеля с пригородных грядок, розданных людям самими большевиками. Или возмущенно замечает: «Нанимается дворник... он выгораживает себе наибольшую норму оплаты, оставляя как бы на свое усмотрение свои обязанности».
Впрочем, достается и царскому режиму. Бенуа пишет, что введение повременной оплаты труда породило у работников незаинтересованность в результатах работы. Восьмичасовой рабочий день – это хорошо, но иногда надо задержаться еще на полчаса, чтобы раствор не засох. Заодно Бенуа замечает, что ремесленные школы дают мало профессиональных навыков, но и «некоторые гражданские права» и многие окончившие школы с большой радостью идут в чиновники.
Совсем уж неожиданным выглядят воспоминания о разговоре с «умным и хитрым» мастером В. М. Изотовым. Тот еще в 1890-е годы жаловался архитектору: «С учениками сладу нет: замечаний не делай, а, не ровен час, тумака дашь, родители к мирошке тащат». Так тогда простой народ называл мирового судью. Оказывается, проблемы ювенальной юстиции существовали за многие десятилетия до появления этого понятия.
«Необходимо прививать уважение к труду, когда все исполняется добросовестно и с сознанием приносимой пользы... От пера и до сохи – все почетно».
Изящное издание дополнено рисунками из семейного архива Бенуа. Некоторые делались для детей и внуков. Например, к 1917 году относится рисунок с авторским комментарием: «Как бабушка и дедушка на Федоре Васильевиче (кучер семьи Л. Н. Бенуа) по волнам революции едут по Полицейскому мосту, а иностранцы удивляются». И это опять про бездорожье.
Книга посвящена памяти Варвары Митрофановны Фроловой (1917–2020), военного врача, работавшей в блокадном Ленинграде. Она входила в дружную семью Бенуа.
Оригинальный материал: «Санкт-Петербургские ведомости»