САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Комикс-день на ярмарке non/fictio№22

24 марта в лектории ярмарки прошла насыщенная программа лекций и встреч с известными спикерами индустрии отечественных комиксов – издателями, художниками, переводчиками

Комикс-день на ярмарке non/fictio№22 / Елизавета Капустина
Комикс-день на ярмарке non/fictio№22 / Елизавета Капустина

Текст: Елизавета Капустина

Первой лекцией в рамках дня комиксов стала презентация книги «Илья Муромец. Песнь соловья» Романа Шевердина, молодого автора «Комикс Паблишер». «Комиксы – это искусство», – уверен Роман.

Авторская идея, помещённая в былинную канву, воплотилась в пять выпусков истории о молодом и порывистом Илье Муромце, сейчас комиксист думает над продолжением. Его источники вдохновения – работы Фрэнка Миллера («Город грехов») и Ольги Лаврентьевой («Сурвило», «ШУВ»).

Следующей выступила Юлия Магера, преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ. Юлия рассказала о главной работе Кейдзи Накадзавы – манге «Босоногий Гэн» (1973-1985 гг.), и о предшествовавших ей сборниках «Жертвы чёрного дождя» (1968 г.) и «Своими глазами» (1972 г.). Работа Накадзавы – история очевидца бомбёжки Хиросимы и Нагасаки, это главная антивоенная драма в мире манги. На русском манга впервые вышла в 1995 году и несколько раз переиздавалась. Кроме того, Юлия рассказала о мангаке Коно Фумиё – представительнице новой волны антивоенной драмы. Коно Фумиё дебютировала в 1995 году, в отличие от Накадзавы, она не была очевидцем бомбёжки, но в её работах показаны тяжёлые последствия и отголоски, например лучевая болезнь. В финале лекции Юлия рассказала о краудфандинговом проекте по переизданию «Босоногого Гэна».

Михаил Хачатуров, известный переводчик, подвёл итоги десятилетия издания франко-бельгийских комиксов в нашей стране (304 издания за 10 лет – примерно такое количество книг выходит во Франции за две недели), а также рассказал о выставке «Звёзды французского комикса в России», которая началась в сентябре 2020 года на ММКЯ. Выставку всё ещё можно посмотреть онлайн на сайте Государственного литературного музея, а офлайн-версия сейчас выставляется в регионах России. Михаил выделил несколько бестселлеров на российском рынке «Банд Дессине» (BD – франко-бельгийские графические романы), среди них «Блэксэд», «Дневники Вишенки», «Дети капитана Гранта» Алекси Нэма, «Звёздный замок» Алекса Алиса, «Эмиль и Марго», «Персеполис», «Отсрочка» Жан-Пьера Жибра и другие.

Директор издательства «Пешком в историю» Елена Каширская идейно продолжила выступление Михаила Хачатурова – в портфеле её издательства в основном научно-популярные BD для детей («Насекомые в комиксах», «Птицы в комиксах» и т.д.), а также историческо-художественные комиксы – серии «Виолетта путешествует по свету» и «Лаура-разбойница», однотомники «Энни. Вокруг света на велосипеде», «Против течения». Издательство «Пешком в историю» занимается комиксами всего два года, но при этом они уже добились многого и стали заметны на российском рынке комиксов. Елена надеется, что в будущем удастся привлечь к работе и отечественных авторов-комиксистов.

Следующим выступил Алексей Волков, сценарист издательства Bubble, и провёл небольшой ликбез об эволюции детектива в комиксах – от Дика Трейси, «детектива в штатском», появившегося в 1931 году (кстати, стрипы про Дика Трейси выходят до сих пор) до Майора Грома. Детективные комиксы на заре существования были «фанфиками» на известные книжные серии – к примеру, на произведения о Шерлоке Холмсе, но позднее появились и «альтернативные детективы», где в центре повествования – преступник. А после принятия «кодекса комиксов» широкую популярность получила фантастика в жанре комикса. В финале лекции Алексей немного рассказал о своих работах (серия «Мир», «Вор теней», «Майор Гром 1939»), а также продемонстрировал трейлер фильма «Майор Гром. Чумной доктор», который выйдет на экраны 1 апреля.

Следующим было выступление Виталия Терлецкого, художника и издателя, о том, как продвигать свой контент в современной индустрии комикса. Самое главное – создавать личный бренд, постоянно оптимизировать имеющиеся ресурсы и активно развивать все социальные сети, потому что нельзя знать наверняка, какая из них принесёт тебе больше аудитории. Следует отметить, что комикс Виталия Терлецкого и художницы Кати «Собакистан» вошёл в шорт-лист премии «НОС» в 2020 году.

Коллега Виталия Ольга Лаврентьева провела лекцию об исторической и семейной памяти. В первую очередь Ольга поделилась своим опытом изучения семейной истории: старых фотоальбомов, архивов, подробного интервью со старшими родственниками. Всё это художница делала при сборе материала для графического романа «Сурвило», работа над которым шла больше шести лет. Основная трудность переложения истории семьи в литературную форму – жизнь не имеет сценарной структуры. Художница составила подборку комиксов схожей тематики, куда вошли «Маус» Арта Шпигельмана, «Священная болезнь» Давида Б., «Босоногий Гэн» Кейдзи Накадзавы, «Полуночная земля» Юлии Никитиной и другие произведения. В финале лекции Ольга немного рассказала о работе над новым комиксом о Карельском перешейке и поиске клада.

Финалом Дня комиксов стал круглый стол с представителями издательств «Бумкнига», «Комильфо», «Комикс Паблишер», Bubble, комикс-магазина «Чук и Гик» и Виталием Терлецким. Основные проблемы комиксов в России сейчас – недостаток контактов с нелояльной аудиторией, а также восприятие комикса как мерча. Издатели планируют использовать блогеров для привлечения внимания к своим книгам, и возлагают большие надежды на фильм «Майор Гром», который может привлечь к комиксам даже тех, кто никогда их не читал.

Наличие зоны комиксов на ярмарке non/fictio№22 – это большой сдвиг для индустрии, комиксы приняло литературное сообщество, что не может не радовать

Мы надеемся, что в России будет активно развиваться не только сфера комиксов в целом, но и сегмент отечественных комиксов в частности.