САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сказочницу из Предуралья можно не только почитать, но и послушать

«Сказки Евдокии Трясциной», вышедшие в Перми, — редкое собрание образчиков жанра, записанных у одного сказителя

Фото: Игорь Карнаухов/дом народного творчества «Губерния»/страница Вадима Ганиева и группы «Пермские сказки» «ВКонтакте»
Фото: Игорь Карнаухов/дом народного творчества «Губерния»/страница Вадима Ганиева и группы «Пермские сказки» «ВКонтакте»

Текст: Игорь Карнаухов, Пермь

Путь к изданию этой книги занял более четверти века. В 1994 году университетская этнографическая экспедиция доехала до села Русский Сарс в Октябрьском районе области. В последний день ученые зашли к старожилу, учительнице на пенсии Евдокии Никитичне Трясциной. В конце беседы спросили: «Сказки знаете»?«С какой начать?» – переспросила та.

Тогда Александр Черных, впоследствии маститый этнограф, член-корреспондент Российской Академии наук, ответственный редактор нынешнего тома, записал всего одну: «В некотором царстве…» А потом фольклористы ездили к бабе Досе на протяжении восьми лет.

В 1941 году девушкой начала Евдокия Трясцина учительствовать в родной деревне, потом перешла в сельсоветскую школу в Русском Сарсе. Окончила пединститут в областном центре заочно. Преподавая математику и физику, всерьез занялась краеведением. Наряду со сведениями по истории родных мест, рассказами о незаурядных людях родной земли педагог стала собирать также и фольклор. Затем и сама писала сказки и разные истории с поучительным смыслом.

В 1999 году из сказок, поведанных бабой Досей, сложилась первая книжка – «Ореховая веточка». В 2014 году вышли еще «Бабушкины сказки. В некотором царстве...» – другую половину этой книжки составили дебюты детей-земляков, которых уже вдохновляла кладовая творчества Евдокии Никитичны, в сказочном жанре. Пересказанные бабушкой сюжеты включались также в «Русские народные сказки Пермского края» (2004) и в другие сборники.

Нынешний релиз – самое большое собрание, содержащее пятьдесят текстов, из них семь сказок, написанных самой Трясциной. Также помещены письма сказительницы в Пермь исследователям.

Изданные в прекрасном полиграфическом исполнении, «Сказки Трясциной» — полноценное научное издание. Приводятся варианты сюжетов, массив текстов оснащен научными комментариями, имеется словарь устаревших и диалектных слов.

Чары отступили перед Уралом

  • В одном селении жил да был один дяденька, и было у него три дочери. Поехал он на базар и спросил, что им купить. Одна заказала платье, вторая – красивый платок, а третья попросила ореховую ветку. И вот он купил одной платье, другой – красивый подшалок, а ореховую ветку не нашёл. Поехал домой. Едет, едет на лошади, поглядывает на лес, и вдруг на дорогу наклонилась с дерева ветка. Смотрит, а на ней орехи. «Не эту ли ореховую ветку мне заказывала дочь?» Сошёл с лошади и срубил эту ветку.
  • Но как только начал рубить, вдруг медведь зарычал:
  • – Как ты смел рубить мою ветку?
  • – Я не себе, – говорит, – а дочери.
  • – Ну, вот эта дочь пусть и будет моей женой.
  • Ну, он заплакал:
  • – Как же я ей скажу, что за медведя её замуж отдам?
  • – А вот, – ревет, – так и скажи.
  • Ну, приехал домой, а дочери ничего не говорит. Прошёл день, прошёл два, на третий вдруг колокольцы раздаются, все посмотрели на улицу, а там на нескольких лошадях будто свадьба.
  • И вылезает из первой лошади такой в богатой одежде – они думают, в богатой одежде, – а это медведь. И говорит, вот я приехал за своей невестой...
  • Из сказки «Ореховая веточка».

Благодаря селянке с окраины Прикамья ученые, в частности, узнали: юго-восток Пермской области – край распространения вариантов «Аленького цветочка». В Сибири этого сюжета не зафиксировано.

И дней минувших анекдоты

– Это большая удача, когда удается сделать столь много записей у одного источника, – комментирует завсектором нематериального культурного наследия Государственного российского дома народного творчества им. В. Д. Поленова (Москва) Варвара Добровольская. – А репертуар Евдокии Никитичны к тому же отличается широтой, наличием сказок всех жанров: волшебные, бытовые, докучные, — она рассказывала все. Она знала и анекдоты, что обычно не свойственно женщинам-рассказчицам. Других таких сказителей мне не известно. Увы, традиция рассказывания, передачи сказки из уст в уста из поколения в поколение, какую мы знали на протяжении столетий, умирает на наших глазах. Когда есть такой сказочник – это сокровище его родины!

Евдокия Никитична скончалась в 2011 году в Екатеринбурге в возрасте 89 лет, однако похоронена на малой родине. В 2019 году ей поставили памятник в райцентре Октябрьском – и это второй случай в России, когда в бронзе увековечен сказитель из народа, считая, что первый – это изваяния Арины Родионовны, няни А. С. Пушкина, в Пскове и в Болдине.

Памяти Евдокии Трясциной посвящен и краевой фестиваль сказки, проводимый в поселке ежегодно.

Сказывает и показывает

Тираж книги составил 500 экземпляров. Один презентован в Москве Министерству культуры России. Однако с изданием может ознакомиться гораздо больше желающих.

К красочному, стильно оформленному тому прилагается флэш-карта с аудио- и видеозаписями. Почти двадцать лет назад вместе с собирателями в село прибыла съемочная группа киностудии «Новый курс». Документального фильма тогда не получилось, однако кадры тех съемок теперь помещены на эту флэшку, поэтому, как баба Дося рассказывает, можно не только послушать, но и увидеть («Пришлось поломать голову над таким решением, чтобы книга стояла на полке как обычно, а не выпирала», – говорит издатель Ильдар Маматов).

Мало того, книга – головная часть мультимедийного проекта, пропагандирующего наследие сказительницы. На страницах расставлены QR-коды, ведущие на страницы сайта краевого дома народного творчества «Губерния», где можно продолжить знакомство с нею.

«Сказки Е. Н. Трясциной» составили первый том новой серии «Фольклорный архив Пермского края». Закончена подготовка к печати второго.