САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

НЛО посвятит очередные «Банные чтения» антропологии насилия

Международная конференция продлится в течение двух выходных

22–23 и 29–30 мая журнал «Новое литературное обозрение» проводит XXVII Международную конференцию «Банные чтения». Конференция состоится в онлайн-формате на платформе Zoom и будет транслироваться на канале издательства «НЛО» в YouTube. Тема этого года: «Антропология насилия: государство, общество, культура».

С программой конференции, информацией о докладчиках и тезисами можно ознакомиться по ссылке.

В 2021 году Банные чтения посвящены антропологии насилия — дисциплине, которая лишь недавно обособилась как часть социальной и культурной антропологии. Какова глубинная природа насилия, когда и как оно признается допустимым с точки зрения культуры? Какие идеи придают историческую легитимность разным формам публичного и частного насилия и как меняется отношение к ним, вплоть до сегодняшнего дня? Как соотносятся травматические воспоминания о совершенных злодеяниях и решения, принимаемые политиками? На эти и другие вопросы приглашенные эксперты постараются найти ответы в ходе конференции.

В ходе конференции будет также рассмотрена проблема символического насилия сквозь призму нарративов: внимание будет уделено таким сюжетам, как, например, забвение и/или искажение истории. Тему насилия раскрою в литературе, искусстве и перформативных практиках. "Особого внимания заслуживают исследования социальных сетей с присущими им кибербуллингом, виктимблеймингом и шеймингом, а также освещение и образы смерти в СМИ", - говорится в анонсе конференции.

В последние десятилетия многие ученые, работающие на стыке разных дисциплин, занимались подобными вопросами и участвовали в дискуссиях о насилии и его функции в обществе. В их числе Франс де Вааль, Франц Боас, Александр Хинтон, Ричард Брайан Фергюсон, Робер Мюшембле, Рене Жирар, Мишель Фуко, Пьер Бурдьё и др. Тем не менее до сих пор вызывает серьезные разногласия вопрос о том, полезно и желательно ли вообще заниматься теориями социального насилия. Учитывая сложность и разнообразие сосуществующих культур и исторических контекстов, имеют ли подобные теории смысл? Насколько этично со стороны антропологов и других ученых наблюдать за насилием ради построения своих теорий? Принимая во внимание эти важные этические вопросы, конференция ставит перед собой еще одну задачу — обсудить не только теоретические нововведения и достижения антропологии насилия, но и изменение подхода к процессу теоретизации данного предмета в целом. Последнее подразумевает разговор о неизбежном междисциплинарном характере антропологии насилия и о месте, которое занимают в ней история, биология, политэкономия, культурология и другие дисциплины.