Интервью: Ольга Кондратьева
Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с изданием «Марийская правда» (Республика Марий Эл)
Встретиться и поговорить с интересным человеком - большая удача. Именно не взять интервью, а просто пообщаться. Несмотря на дольно молодой возраст, у Дениса Осокина можно многому поучиться. Например, любить этот мир, принимать его таким, какой он есть, и идти к людям с открытым сердцем.
Справка
Денис Осокин родился в 1977 году в Казани. Учился на факультете психологии Варшавского университета, окончил филологический факультет Казанского университета. Он известный писатель и киносценарист, автор книг «Барышни тополя», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», лауреат литературных и кинопремий «Ника», «Дебют», «Звездный билет», премии имени Андрея Белого, премий гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон», премии открытого кинофестиваля «Кинотавр», член Киноакадемии стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейской киноакадемии, Союза кинематографистов РФ, доцент кафедры киноискусства и анимации Казанского государственного института культуры.
На языке кино и книг
- Денис, с чем связана особенная привязанность к марийскому краю?
- Я в равной степени интересуюсь всеми народами. А Среднюю Волгу рассматриваю как уникальную систему координат, состоящую из трех осей - финно-угорской, славянской и тюркской. Казань представляю как центр этой системы. Эти миры постоянно пересекаются, особенно в моих родных краях. В этом пространстве я дома. Как художнику, мне интересно пользоваться в своих работах разными красками. Знание о народах, их история дает возможность применения этих красок. Почему марийский край? Марийцам удалось многое сохранить. Это и обряды, и традиции. Пожалуй, в Европе они последние хранители традиционной языческой веры. Сфера этнографии, фольклора интересовала меня с детства, в университете писал работы на эти темы. Ученым, как видите, не стал, но полученные знания помогают мне в моей писательской деятельности. Я дружу с учеными, консультируюсь у них. А то, что мой путь - художественная литература, понял еще в 18 лет, и это как раз то, что получается у меня лучше всего.
- Как я понимаю, книга - это одно, а вот сценарий, написанный по этой книге, - совсем другое?
- Язык кино и язык художественной литературы - разные языки. Писатель работает со словом, слово лежит в основе любой книги, а сценарий - это некая инструкция о том, как будет поставлен фильм, порядок определенных действий. Фильм, прежде всего, режиссерская работа. А создание его - сумма компромиссов. Вписать в сценарий можно любую ситуацию, но вопрос в том, как ее потом воссоздать на экране, какими средствами исполнить. Сценарист рождает мир будущего фильма, и тут ничего нельзя забыть или упустить. Фильм «Небесные жены луговых мари» создавался на деньги, выделенные Министерством культуры РФ, поэтому мы с режиссером Алексеем Федорченко не зависели от мнения спонсоров и делали все, как нам виделось и как мы задумали. Но так бывает не всегда. Если фильм создается на частные средства, то приходится учитывать мнение продюсеров, и потому в итоге порой получается не то, что хотел бы видеть писатель-сценарист.
Справка
В экранизацию «Небесные жены луговых мари» вошли 23 из 38 новелл книги. Кинокритики отмечали, что ничего подобного не видели никогда. «Мы говорили на тему, на которую, кроме меня и режиссера, не скажет никто», - объясняет успех картины Денис Осокин. Фильм получил сразу несколько престижных кинопремий. Один из йошкар-олинских зрителей назвал этот фильм «эротически-трагически-юмористическим». Лента до сих пор будоражит зрителей, и отклики на нее самые противоречивые.
- С режиссером Алексеем Федорченко вы познакомились случайно?
- Алексей прочел в журнале «Знамя» мой цикл рассказов «Ангелы и революция», его это заинтересовало, и он написал мне. Из фестивальных и прокатных полнометражных картин мы поработали над фильмами «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции». В основе каждого из них лежит моя литература. Они хорошо путешествовали и продолжают путешествовать по миру.
Диалог с миром
- Вдохновение, какие-то мысли приходят к вам спонтанно или в вашей голове есть некое депо идей и замыслов? Как и где вы сочиняете?
- Сочинять могу везде, для этого мне нужны минимальные условия. Про депо верно заметили. Все, что создаю, это, образно говоря, создается из моей крови, нервов. Я полностью отвечаю за каждую букву, каждое слово. Это мой личный диалог со всем миром, со всеми людьми. И я хочу, чтоб он, этот мир, стал лучше, и чтобы здесь было больше воздуха, и люди становились мудрее и жили дольше. В голове целые бочки с мыслями-медом, и мне бы хотелось черпать и черпать их из себя. Каждый раз, начиная творить, я будто отправляюсь в экспедицию в надежде получить новое и интересное и поделиться добытыми художественными открытиями с людьми.
- Каких-то основополагающих моментов при создании произведения вы придерживаетесь?
- Стараюсь, чтобы сказанное мною было емко и коротко. Не люблю впустую тратить слова. Должны быть только те слова, без которых никак не обойтись! Ведь словами Бог творил Мир. А человеческое слово - второе по силе и значимости после Божьего. Я считаю, что нет более сложного и глубокого дела, чем создание нового мира с помощью слов. К примеру, ученый, изучая какую-то проблему, использует опыт предшественников, опыт других коллег. А писатель, создавая художественное произведение, пользуется собственным опытом и раскручивает свою собственную фантазию.
- Читатели отмечают, что в ваших книгах и сценариях немало мистики...
- У меня в литературе много чудесного, фантастического, чего нет в физической реальности. Это есть в космическом и поэтическом смысле.
- Вы просто додумываете какие-то ситуации, например, придумываете такие элементы обрядов, которые на самом деле не существуют? Считаете, это правильно?
– Почему бы и нет. Это же искусство. Грубых, каких-то несовместимых придумок нет. И, потом, я же не привношу, к примеру, при отображении реального обряда какие-то моменты из других культур или из другого мира. Я не документалист, я - создатель художественного произведения, и я ищу и излагаю свою художественную правду.
- Ваши близкие понимают ваши книги? Им они нравятся?
- Близкие меня поддерживают, хотя им нравится не все, о чем я пишу. Иногда им неловко за меня, а мне неловко от их неловкости! Вот моя мама - к сожалению, в прошлом году ее не стало - говорила, что ей дорого все, что я пишу, просто потому, что я ее сын. Материнская любовь безгранична…
- Многие считают вашу литературу слишком серьезной.
- При всей серьезности она всегда улыбчива.
- А для кого вы пишете? У вас есть своя аудитория? Мне нравится один из ваших рассказов - «Отличница». А моя подруга его не поняла, назвала странным.
- Каждому человеку может быть ближе тот или иной художественный стиль. У меня нет какой-то особенной аудитории. Пишу для всего человечества, естественным и, надеюсь, понятным языком о том, что волнует меня, и думаю, что это же волнует и других людей. В языке изложения мне важны, прежде всего, смысловая и поэтическая составляющая. Пытаюсь, чтобы мои произведения были не объемные по количеству слов, но с глубоким смыслом.
Творчество в борьбе за выживание
- О чем мечтаете?
- Чтобы было много времени для моей литературы. Я, прежде всего, писатель и поэт. Киносценарист, преподаватель института и прочее - это все потом. Многое надо бы успеть сказать, ведь мои книги не напишет за меня никто другой.
- Как я поняла, вам катастрофически не хватает времени на творчество?
- Хотелось бы писать, не отвлекаясь на все остальное. Но жизнь, как известно, состоит из разных составляющих. У меня она напоминает борьбу за выживание. Я в 20 лет стал семейным человеком, и мне нужно много трудиться, ведь только на литературных гонорарах не проживешь. Работаю много, но все равно зарабатывать получается так себе. Чтобы писать новые книжки, нужно тратить все свои главные жизненные ресурсы.
- А что, по большому счету, лично вам надо для того, чтобы мысли воплотились в произведение?
- Чтобы творить, мне нужны, прежде всего, силы и внутреннее спокойствие. Когда случаются какие-то личные неурядицы, неприятности, недомогания, тогда мне не пишется. Душевное равновесие, хотя бы относительное - это та точка опоры, которая является для меня обязательной для созидания. Некоторым художникам пишется лучше, когда в их жизни происходят какие-то психологические встряски или катаклизмы. Я не из их числа.
Оригинальный материал: «Марийская правда»