Игорь Вирабов, писатель, редактор отдела культуры «Российской газеты»;
Так кто же убил? — Как кто убил? Вы и убили-с.
Даже если ваш остросюжетный детектив еще в чернильнице.
Помните Порфирия Петровича, следователя? Если забыли – зря.
Всё только начинается – и для читателей, и для писателей. Что впереди? Расследования и головоломные сюжеты.
Сколько веревочке ни виться, всех нас ждет 11 ноября 200-летие великого Достоевского. А он умел распутывать любые мокрые дела, даже когда улик – всего одна невинная слезинка.
К такому юбилею лучше приготовиться заранее.
«Год Литературы» объявляет новый – сложный! – конкурс. Даже не просто конкурс, а литературно-следственный эксперимент.
Что нас ждет? Чисто английские убийства? Чисто русский детектив?
Посмотрим. То есть почитаем.
Три главных романа Федора Михайловича – «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» – были заверчены вокруг убийств и прочих преступлений. Но нити всех расследований Достоевского вели не столько к тайнам уголовных дел, сколько к поискам внутренних бесов. Границы допустимого смещаются сначала в головах героев – а остальное дело техники. Блестящий офицер у него зарезал чиновника со служанкой, чтобы скрыть свои долги – но, уходя, подложил убитым подушечки под головы.
Перед участниками нашего предъюбилейного конкурса задача ясная, но непростая.
Павел Басинский, председатель жюри, лауреат Государственной премии РФ, писатель, обозреватель «Российской газеты»
11 ноября весь мир будет отмечать 200-летие великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. По известности и влиянию на всю мировую литературу он стоит рядом, пожалуй, только с одним другим русским классиком – Л.Н. Толстым. Все романы Достоевского переведены на главные языки мира, и сегодня уже появляются их новые переводы.
Достоевский был единственным великим русским писателем, кто строил сюжеты своих романов на детективных историях. Известно, что он был поклонником "отца мирового детектива" Эдгара По и не смущался сочетать философское содержание своих произведений со сложной детективной интригой. Три главных романа Достоевского – «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы» – это в общем-то детективные романы, сюжет которых строится на преступлении, убийстве. Но как существует понятие «чисто английское убийство», так и о романах Достоевского можно сказать, что это какие-то особенные, «чисто русские детективы».
Сам по себе детективный сюжет здесь не главный. Главное – это идея, которая рождается в голове преступника и ведет его к совершению преступления. Как писал критик XIX века Н.Н. Страхов, это «теоретические преступления».
В юбилейный год Ф.М. Достоевского портал «Год Литературы» объявляет конкурс короткого (до 10 000 знаков с пробелами) детективного рассказа в духе и стиле создателя «Преступления и наказания». Задача непростая, но интересная.
Михаил Визель, переводчик, шеф-редактор сайта ГодЛитературы.РФ
Достоевский – самый русский из всех русских классиков.
И не потому, что пишет о лаптях и березках. О них-то как раз почти не пишет. А потому, что сумел создать в своих произведениях то зеркало, глядя в которое всякий человек, выросший в России, ужасается: «Кто это? Неужели я?» И признаёт: «Да! точно я!» Неудивительно, что именно с Достоевского начинается путь в русскую литературу большинства иностранных славистов. По их собственным признаниям, ознакомившись именно с его произведениями, они оказывались поражены и обескуражены до такой степени, что хотели больше узнать: что же это за загадочная литература, способная породить такого автора?
При этом Достоевский никогда не чурался сюжетов, которые его современники считали «низкими» и «бульварными». Или, как говорим мы сейчас – детективных: убийства, подлоги, азартные игры… Именно на этом фундаменте построены фабулы почти всех романов его «великого пятикнижия» – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Но какие здания построены на этом фундаменте!
А возможно ли такое в наши дни? Можно ли сочетать детективную пружину с философской мыслью? Занимательность – с исповедальностью?
Чтобы выяснить это, мы решили связать наш конкурс, проводимый в год 200-летия Достоевского, с его именем. А именно – с детективной составляющей его творчества. И объявляем конкурс под названием "Преступление ФМ". Все знают "чисто английское убийство". А каков он – детектив à la russe? Можно ли вычленить мотивы и приемы, связанные с именем Достоевского, и перенести в современность?
Пробуйте! Условия просты.