САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Волшебные сказки. 5 класс. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — А. С. Пушкин

В помощь школьнику. Первая неделя сентября. Почему Иван-дурак изо всех передряг выходит победителем, царь ставит перед женихом дочери невыполнимые задачи, а Кощей Бессмертный прячет свою смерть в ларце?

Волшебные сказки. 5 класс. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — А. С. Пушкин / В.М. Васнецов 'Ковёр-самолёт'. 1880; Нижегородский государственный художественный музей/wikimedia.org
Волшебные сказки. 5 класс. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — А. С. Пушкин / В.М. Васнецов 'Ковёр-самолёт'. 1880; Нижегородский государственный художественный музей/wikimedia.org

Текст: Ольга Разумихина

А. С. Пушкин, который всё детство слушал предания любимой няни — Арины Родионовны, говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» И действительно, в русских народных сказках есть особое очарование. Оно заключается не только в непредсказуемых сюжетах, интересных героях или в том, что добро обязательно одерживает победу над злом. Каждое такое произведение — это послание, которое добралось до нас из глубины веков; с помощью сказки с нами «разговаривают» предки, жившие не одну тысячу лет назад. Но чтобы это послание правильно расшифровать, нужно кое-что знать о том, как жили на Руси — да, в общем-то, и в Европе — до принятия христианства.

Немного о наших предках

Древняя история России (точнее, конечно, земель, которые затем вошли в наше государство) покрыта мраком, потому что до Х века нашей эры у славян не существовало письменности. Говоря простым языком, люди, обитавшие здесь ещё тысячу лет назад, не могли написать книгу о своей жизни — просто потому что не знали, что такое «алфавит». И хотя некоторые учёные считают, что славяне умели по-своему писать ещё до того, как последователи Кирилла и Мефодия принесли на Русь привычную нам азбуку, доказать эти теории пока никто не смог.

Поэтому, пытаясь понять, как жили древние славяне, исследователи опираются на археологические находки — а также на мысль, что все народы проходят примерно одинаковую «школу жизни». Они сделали три важных вывода.

1. У древних народов, живших в Европе пять тысяч лет назад и раньше, был матриархат. Этим словом называют такой строй, при котором женщина занимает главенствующее положение в обществе — и, разумеется, в собственной семье.

2. Когда матриархат сменился патриархатом и «главными» стали мужчины, то подростки — в основном мальчики, но в некоторых народах и девочки — должны были проходить так называемый обряд инициации, то есть преодолеть несколько испытаний. Только после этого они считались полноценными взрослыми людьми.

3. Пока большинство славян не приняло христианство, люди придавали очень большое значение магии, особенно способности «поддерживать связь» с миром мёртвых.

Вывод № 1 объясняет, почему в русских сказках, где главным героем, казалось бы, всегда должен быть бравый мо́лодец, появляются такие фигуры, как Марья Моревна, сумевшая пленить самого Кощея Бессмертного, или королевна Елена Премудрая — повелительница волшебниц, умеющих превращаться в птиц.

Вывод № 2 даёт понять, почему сказочные герои мужского пола — чаще всего младшие сыновья в семье, или женихи царской дочери, или и то и другое одновременно — вынуждены совершить уйму подвигов. Построить за ночь дом, добыть «то-чего-не-может-быть», переплыть океан, взобраться на огромную гору — или даже умереть, чтобы потом воскреснуть при помощи живой воды… Всё это — не просто эпизоды, позволяющие держать лушателя в напряжении (справится герой или нет?), но символические рассказы о препятствиях, которые предстоит пройти маленьким слушателям.

Наконец, благодаря утверждению № 3 мы понимаем, почему в русских народных сказках столько персонажей, имеющих паранормальные способности (самые яркие — Кощей Бессмертный и Баба-яга). До крещения Руси, состоявшегося в 988 году, наши предки поклонялись божествам, которые «обитали» где-то за пределами нашего мира. Поэтому неудивительно, что без участия самих этих богов — или хотя бы персонажей, «связанных» с потусторонним миром — не могло быть принято никакое судьбоносное решение.

Итак, сказочные герои — не просто выдуманные «супергерои», а персонажи, наделённые качествами, важными для благополучия их рода и племени.

Рассмотрим каждого из них подробнее.

Иван-дурак / Иван-царевич

МУЛЬТФИЛЬМ. "Про Ивана-дурака".2005, Россия. Режиссер Михаил Алдашин. kino-teatr.ru

Многим современным читателям кажется странным, что Иван-дурак — младший из трёх сыновей, не имеющий никаких особенных талантов и способностей, да и на лицо далеко не красавец — в большинстве сказок оказывается «избранным». Действительно, такой герой попадает в исключительные обстоятельства, получает помощь от волшебных зверей, преодолевает все препятствия и, получив руку и сердце самой завидной невесты, «превращается» в Ивана-царевича. Школьник — ясное дело — недоумевает: в чём же мораль такой сказки?

Дело в том, что в древности слово «дурак» означало совсем не то, что сейчас. И хотя однозначного толкования до сих пор не установлено, вот самые популярные версии:

•в Древней Руси слово «дурак» не имело негативного значения, а обозначало какое-то изделие из дерева (не случайно это слово можно заменить другими «деревянными» ругательствами: чурбан, полено, дубина);

•Иванушка на самом деле был не глупым, а самым умным ребёнком в семье, а прозвище Дурак ему дали, чтобы никто не позавидовал его способностям и не сглазил (по такому же принципу любимую дочку могли прозвать «Неждана» или «Незвана»);

•младший сын — «дурак» не потому, что ему плохо даются науки, а потому, что он не умеет строить козни, наговаривать на невинных, обманывать ради собственной выгоды.

Но даже в том случае, когда герой и впрямь оказывается глупышкой и лентяем, как Емеля, много лет пролежавший на печи, — это всё равно не значит, что славяне учили детей вести себя именно так. Есть версия, что Емеля «прирос» к печи потому, что его дом для него — поистине родовое гнездо. Ведь старшие сыновья, готовясь создать семью, строили новые жилища — а младший ухаживал за престарелыми родителями и, проводив их в последний путь, наследовал всё, что они нажили. В том числе и большую русскую печь.

Царевна

Царевны в древнерусских сказках, как мы уже выяснили, бывают двух типов: бой-бабы, которые, как говорится, коня на скаку остановят, а значит, в мужьях особенно не нуждаются, — и скромные, послушные девушки, главная мечта для которых — поскорее стать жёнами и матерями. Когда на горизонте появляется жених, «послушные» царевны разделяются ещё на две категории: тех, которые до последнего остаются на стороне отца, а то и сами придумывают претендентам на руку и сердце испытания одно другого круче, — и тех, что во всём помогают будущему мужу. Последние часто дают Иванушке какую-нибудь памятную вещь, отметину или клеймо.

«Царевна-Лебедь» — картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Фото: wikipedia.org

На первый взгляд, это очень странно: неужели девушка, без ума влюблённая в молодого человека, в какой-то момент не сумеет отличить его от другого? Но и это легко объяснить. Чтобы завоевать сердце царевны, Иванушке нередко приходится спускаться в мир мёртвых, — а там, по старинному поверью, все выглядят одинаково. (Кстати, этот мотив характерен не только для славянского, но и для восточного фольклора. Помните, в «Унесённых призраками» японского режиссёра Хаяо Миядзаки главная героиня — Тихиро — должна найти своих родителей, превращённых в свиней, среди множества настоящих хрюшек?)

Кощей Бессмертный

Георгий Милляр. "Кащей Бессмертный" (1944). Фото: kinopoisk.ru

В словаре В. И. Даля приводится следующая справка: «КАЩЕЙ (см. касть) — сказочное лицо, вроде вечного жида, бессмертный, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною». «Кастить», в свою очередь, означает «грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить».

Итак, со скверным характером и жадностью Кощея всё понятно, но что значит «вроде вечного жида»? Обратимся к европейским легендам — и вспомним о существовании Агасфера, персонажа, якобы не разрешившего Иисусу Христу, который нёс крест, отдохнуть возле своего дома. За это Агасфер был наказан — и обречён на вечную жизнь в своём дряхлом, больном теле. Этот персонаж и есть «вечный жид», ни разу не упомянутый в Библии, но очень популярный в европейских странах — и со временем «превратившийся» в Джека-с-фонарём, главного талисмана Хеллоуина.

В русских народных сказках, впрочем, Кощея никто и ни за что не проклинает; он сам делает всё, чтобы сберечь себе жизнь. Чтобы убить этого персонажа, нужно совершить почти невозможное, ведь смерть его — «на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет». Даже вышеупомянутая Марья Моревна не убила, а пленила Кощея — но тот освободился из-за чрезмерного любопытства её мужа, который зашёл в комнату, которую нельзя было открывать, и пожалел закованного в цепи «страдальца». Однако в некоторых сказках Иванушке — и часто при помощи Бабы-яги — удаётся раз и навсегда одолеть чудище.

Баба-яга

И снова персонаж со странным именем — которое, скорее всего, несколько тысяч лет означало «сердитая», «опасная». Помимо волшебных умений, этот персонаж интересен тем, что в одних сказках помогает главному герою, а в других — напротив, пытается убить. Происходит это, вероятно, потому, что Баба-яга символизирует человека, который «руководит» подростком, проходящим обряд посвящения. В общем, это что-то вроде спортивного тренера, который то и дело застаёт ученика врасплох, чтобы помочь ему развить реакцию.

«Баба-яга»; Виктор Васнецов, 1917. Фото: Wikimedia.org

Разумеется, Баба-яга, которая живёт в избушке на курьих и ножках и знает множество рецептов волшебных снадобий, связана с загробным миром в не меньшей степени, чем Кощей. Некоторые исследователи сравнивают этих персонажей с античными божествами — Аидом и Персефоной.

Согласно легенде, в которую верили древние греки, Персефона была прекрасной богиней, которую однажды похитил повелитель подземного царства Аид. Девушка долгое время не могла вернуться на Землю, но в конце концов её мать — богиня плодородия Деметра — упросила других богов вмешаться. В итоге все согласились, что половину года Персефона будет проводить вместе с Аидом в загробном мире, а другую половину — на поверхности, с любимой мамой и другими божественными «родственниками».

В русских народных сказках, опять же, роли героев изменились: Кощей и Баба-яга оказались не мужем и женой, а скорее, магами-соперниками. Может, отсюда и пошёл сюжет о борьбе двух колдунов, который лёг в основу сотен фантастических книг и фильмов?

Использованные источники:

  • О. В. Ромах, А. В. Левочкина. «Династия как фактор развития культуры».
  • Е. Гудкова. «Как в русских сказках возник образ Кощея Бессмертного».
  • А. С. Штемберг. «Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?»