САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Премия имени Катаева подвела итоги

Победителем первого сезона стал пермский прозаик Павел Селуков с рассказом "Эмигрант из Беднолэнда"

Слева направо: Павел Селуков, Сергей Шаргунов, Татьяна Соловьева, Татьяна Толстая
Слева направо: Павел Селуков, Сергей Шаргунов, Татьяна Соловьева, Татьяна Толстая

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: Михаил Визель

Литературная премия имени Катаева, учрежденная журналом "Юность", объявила победителя - им стал пермский прозаик Павел Селуков, попавший в шорт-лист с рассказом "Эмигрант из Беднолэнда". Победителю вручили денежный приз в размере 300 тысяч рублей. Селуков - финалист премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер", автор сборников рассказов "Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы" и "Как я был Анной".

Кроме того, специальный приз жюри получила выпускница СWS Aнaстaсия Фрыгина за рассказ "Мария". По уверениям организаторов, ей не хватило всего одного балла от членов жюри, чтобы сложился паритет.

Павел Селуков со статуэткой работы Петра Катаева, правнука Евгения Катаева (Петрова)

В жюри премии имени Катаева, которое и решало судьбу шорт-листеров, входили писатели Татьяна Толстая, Алексей Варламов, Михаил Тарковский, актриса Любовь Толкалина и президент ВАРПЭ Герман Зверев. Председателем жюри стал главред "Юности" Сергей Шаргунов.

На пресс-конференции в ТАСС ответственный секретарь Вячеслав Коновалов для начала поблагодарил партнёра премии - Всероссийскую ассоциацию рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) и лично президента ВАРПЭ Германа Зверева. После чего Сергей Шаргунов напомнил, что жанр рассказа бесконечно важен для литературы. Потому что рассказ - жанр, требующий высшего мастерства, и здесь вспоминаются Юрий Казаков, Бунин или Чехов. И сам Валентин Петрович Катаев - даже его "мовистская" проза тяготела к рассказу. "Надо писать не страницами, не главами, а предложениями", - напомнил главный редактор "Юности" Сергей Шаргунов слова своего предшественника на этом посту Катаева. "Но, разумеется, премия не сосредоточена только на журнале "Юность", - подчеркнул он.

Его заместитель по "Юности" и по премии Татьяна Соловьева подчеркнула: рассказы номинировали зарегистрированные СМИ. Если случилась "накладка", то есть разные рассказы одного и того же автора номинировались от разных СМИ, то более поздняя номинация снималась. Поэтому рассказы оказались очень разными, и по размеру, и по тематике. Несколько рассказов набрали одинаковое количество баллов, поэтому шорт-лист разросся с 10 до 13 участников.

Татьяна Толстая, отвечая на вопрос о критериях, которыми она руководствовалась, ответила: "есть такое неопределимое чувство, как "свежесть". Не новизна, а именно свежесть. Если оно возникает при описании самых обычных событий - девочка вышла из дома, сели завтракать, если автор смог выдержать это ощущение, то рассказ удался". У профессиональных писателей это порой и исчезает. "И перед нами, - продолжила свое уподобление Т. Толстая, - не пугливая невеста, а такая... хорошо три раза замужем". Жанр короткого рассказа - самый сложный, все ружья должны не просто выстрелить, но выстрелить с глушителем. Писатели, которые пишут рассказы, должны начитаться Набокова, Бунина, Чехова, Юрия Казакова. Из зарубежных - Роальда Даля, например.

Кроме того, Татьяна Толстая уверила, что известные ей имена номинантов ее не смущали - она может от них отстроиться, но "не все могут". В ответ на что Сергей Шаргунов признал, что склоняется к тому, чтобы раздавать членам жюри тексты анонимно.

Алексей Варламов, выступавший дистанционно, признал, что с жанром рассказа что-то произошло. Сейчас мы все читаем что-то другое, чем то было во времена Бунина и Куприна, которого, кстати, почему-то не называют в числе мастеров рассказа, а напрасно. "Меня волнует соотношение жанров рассказа и новеллы, - заявил Алексей Варламов. - И очень жаль, что не было живой встречи. Смысл работы в жюри - не просто расставить баллы, а пообсуждать, поспорить. Ведь рассказы - как фигурное катание. Вроде есть объективные критерии, но мы все понимаем, что главное - ощущение".

Объявляя имя победителя, Сергей Шаргунов заметил: "Павел - самородок, он сам себя сделал, пришёл со стороны и стал настоящим писателем".

Получая приз, Павел Селуков, со своей стороны, сказал: "Я был формовщиком на заводе, начал писать в 30 лет, писал рассказы, мне всё говорили - пиши роман, а я всё пытался понять, чем рассказ хуже романа? Да вот получается, что ничем".

Кроме того, отвечая на вопрос, он сказал, что хотел бы называть себя писателем, но он скорее журналист и сценарист, потому что писательством, особенно писательством рассказов, не прокормишься. На что Вячеслав Коновалов напомнил, что приз победителю - 300 тыс. рублей.

Говоря о будущем премии, Сергей Шаргунов отметил: "Наш главный принцип - непредсказуемость. Жюри будет разнообразным, идеологически и политически".