САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Достоевский — журналист? Достоевский — блогер!

На журфаке МГУ прошел круглый стол, приуроченный к 200-летию классика — и, как выяснилось, одного из наиболее ярких журналистов-новаторов XIX века

Текст и фото: Фёдор Косичкин

Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова провел 22 октября круглый стол «Достоевский в журналистской традиции и современном культурном сознании». Начиная его, декан журфака, профессор Елена Вартанова обратила внимание собравшихся - гостей и студентов - на открытую на журфаке студенческую фотовыставку «Россия: по местам Достоевского», где представлены не только мемориальные места, связанные с жизнью писателя, но и артефакты современной массовой культуры, такие как граффити и т.д. "Достоевский представлен во всех слоях русской культуры", - подчеркнула она.

Вслед за ней слово взял ведущий круглого стола, профессор факультета журналистики, президент Фонда Достоевского, вице-президент International Dostoevsky Society Игорь Волгин.

Он напомнил, что в русской традиции все крупнейшие писатели, начиная с Сумарокова, были журналистами; недаром еще Николай Полевой утверждал, что

журналистика способна расшевелить литературу.

И сам Достоевский "шевелил" ее вовсю: журнал братьев Достоевских "Время" был закрыт в 1863 году, то есть еще до "Современника". A годом раньше царь Александр II лично читал еще в цензорских гранках статью Достоевского, в которой тот защищал студентов от обвинений в поджогах - и лично ее не пропустил.

Между писателем и царем есть еще одна связь, можно сказать - мистическая: в одном доме с его последней квартирой, буквально за стеной, была явочная квартира народовольцев; и вышло так, что в ту самую ночь, когда у писателя открылось кровотечение из горла, оказавшееся роковым, за стеной сидела полицейская засада.

Но главный "вклад" Достоевского в журналистику - это, конечно, его "Дневник писателя", который он вел в 1873 году в журнале "Гражданин", а потом, в 1876-77 и 1880-81 годах - как отдельный журнал с шеститысячным тиражом, что соответствовало уровню обычного хорошего журнала того (да и нынешнего) времени, хотя Фёдор Михайлович наполнял и издавал его лично - опираясь при этом на огромный и мгновенный читательский отклик. Что вызывает соблазн называть "Дневник писателя" блогом, а Достоевского, соответственно, "первым блогером". И что, возможно, и вызвало резкий рост интереса в последние годы к этому произведению, ранее считавшемуся маргинальным и даже "реакционным": не проходит года, чтобы по "Дневнику писателя" не защищалась диссертация.

Как и в случае всякого эффектного уподобления, правомочность этого вызывает сомнения (в том числе и среди участников самого круглого стола). Несомненно одно, подчеркнул Игорь Волгин: "Дневник писателя" - это особый вид художественного текста. Причем важно заметить, что это не "дневник писателя Достоевского", а именно "Дневник писателя" авторства Достоевского, в отличие от "Выбранных мест из переписки с друзьями" Гоголя, в котором подлинные письма обращены в проповедь.

Другой важнейший сюжет, связанный с Достоевским-журналистом - это встречи в 1860-е годы во время европейских поездок с Александром Герценом, чью задачу - издавать публицистический журнал на русском языке - Достоевский фактически воплотил, как только это стало возможно. Подробности этих встреч и сопутствующие им обстоятельства - одна из постоянных тем журнала "Неизвестный Достоевский" (его главный редактор, президент International Dostoevsky Society Владимир Захаров также присутствовал на круглом столе), вполне оправдывающего свое название: несмотря на то, что, казалось бы, всё уже исследовано и обнародовано, редакции всякий раз удается найти что-то новое.

Профессор журфака МГУ, лингвист Владимир Новиков напомнил, что журналистика - это "мышление точками зрения", а сам Достоевский, "великий антрополог", в 1990-е годы "прорастал в антиутопиях".

Оживление вызвало сообщение шеф-редактора ГодЛитературы.РФ Михаила Визеля о конкурсе "Детектив Достоевский", особенно - активное участие в нем контингента ФСИН. Режиссер, теле- радиоведущий Давид Шнейдеров тут же вспомнил о проходящей в Московском Молодежном театре п/р В. Спесивцева ежегодной акции "Амнистия сердца", - конкурсе художественной самодеятельности заключенных, главный "приз" которого - УДО.

Доцент журфака Светлана Сидорова рассказала о другом специфическом аспекте "прикладного достоевсковедения" - 30-секундных роликах с текстами Достоевского в Тиктоке, которые записывают на русском и китайском языке соответственно китайские и российские студенты. Подобный ультрасовременный способ приобщения к творчеству классика вызвал сдержанную реакцию собравшихся. Впрочем, уместность его в качестве "подготовительной ступени" сомнения не вызывала; главное - не останавливаться на этом.

"А еще - читайте Достоевского"!

- подытожил почти трехчасовой круглый стол Игорь Волгин.