Текст: Олег Корякин, Казань
В столице Татарстана завершилась VIII Независимая детская литературная премия «Глаголица». На награду претендовали ребята из 19 стран мира от России до Австралии. Из года в год конкурс не просто открывает талантливых юных писателей и поэтов, но и помогает взрослым лучше узнать подрастающее поколение. Вопреки стереотипам «зумеры» не ушли с головой в «цифровой мир» и готовы продолжить традицию великой русской литературы.
В этом году свои произведения на конкурс прислали 1400 человек со всего мира. Участников, как обычно, разделили на две возрастные категории: «от 10 до 13 лет» и «от 14 до 17 лет». В числе номинаций «Проза» и «Поэзия» на русском и татарском языках, «Художественный перевод», «Эссе». Для русскоязычных ребят, живущих за рубежом, специально отвели номинацию «Билингвы».
В Короткий список премии попали 120 человек. Все они получили путевки в Казань на пятидневную литературную смену в лагерь. Здесь с детьми занимаются маститые писатели, прежде чем объявить окончательных победителей.
— Я вообще не большой любитель детских премий, — признается переводчик и драматург Ольга Варшавер. — Они и так много в жизни соревнуются. И, мне кажется, чем меньше мы их будем к этому подталкивать, тем лучше это для психики и творческого роста. Но мы на «Глаголице» не просто оцениваем тексты, а работаем с детьми. Мы разбираем их произведения, приводим примеры из практики.
В этом году члены жюри сходятся во мнении, что конкурсанты собрались невероятно сильные и талантливые. Выбирать из них лучших было крайне сложно.
— Дети удивительные, — делится впечатлениями журналист и литератор Надежда Ажгихина. — Разбивают все наши стереотипы о новом поколении как об ограниченном, не читающем, сосредоточенном на гаджетах. Мы их не знаем. Ребята в 16-17 лет зрело рассуждают о жизни. Они очень ироничны и ищут свой путь.
Премия «Глаголица» интересна еще и тем, что позволяет взглянуть на современный мир глазами детей, узнать, что их волнует.
Ни слова о пандемии, от которой с ума посходили взрослые.
Что касается жанров, то немало среди работ фантастики, сказок, а кто-то замахнулся на эпос. Обладателю Гран-при «Хрустальная сова» в номинации «Проза на русском языке» 17-летнему Евгению Бондареву в своем рассказе «Гуси бухта Дровяная» удалось соединить ненецкий фольклор и реальные исторические события — высадку экипажа германской подводной лодки U-365 на Ямале в 1944 году.
А 14-летняя Эвелина Тимофеева из австралийского города Брисбен покорила жюри сказкой «Язык родного океана» на основе гавайских легенд. Ей также вручили Гран-при. Увы, зарубежные конкурсанты из-за пандемии не смогли участвовать в церемонии.
Всего лауреатами премии в этом году стали 36 человек. Из них шестеро удостоились Гран-при. Все победители получили планшеты и малые библиотеки — подборки книг. А их произведения были опубликованы в альманахе.
Он входил в жюри «Глаголицы» с момента ее основания. Награду получила 16-летняя поэтесса Александра Ханукаева из Санкт-Петербурга «за игру слов, юмор и афористичность». Вручавший диплом писатель Сергей Махотин напомнил, что Михаила Яснова в советское время долго не печатали. Но он не унывал, а сформулировал в стихах себе такую цель: «Значит нужно не сдаваться, а писать и издаваться!» И этот принцип надо взять на вооружение всем конкурсантам «Глаголицы», кто пока не завоевал награду.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дарья Панова, 17 лет. Обладатель Гран-при премии «Глаголица» в номинации «Поэзия» (Москва)
— Стихи начала писать лет с пяти. Потом все заглохло, как это бывает с детьми. Лет в тринадцать возобновилось. Потом бывала в «Сириусе», где мои стихи похвалили, что дало мне толчок. Много писала на карантине. Стараюсь развиваться, не стоять на месте, пробовать новые формы и жанры. Для меня творчество очень важно, оно дает мне силы. Поколение, к которому я принадлежу, ничем не хуже предыдущих. Знаю много крутых, талантливых подростков. Я буду отстаивать доброе имя поколения Z.
Публикуем стихи лауреатов премии «Глаголица»
Низаметдинов Марк, 12 лет (Ижевск). Победитель номинации «Поэзия на русском языке. От 10 до 13 лет»
Волчица
- Пули свист.
- Пробираясь сквозь чащу и тьму, ветки хлыст по ребру.
- Из пасти торчащий язык. Сухо. Влаги нет. Ландыша лист .
- Горечь пыльцы. Капли росы.
- Бежит по флажкам волчица… Мать. Мыслей град…
- Кто оставит науку? Как жить? Как рвать мягкую плоть?
- Мука… Пуля рядом с виском просвистела.
- «Дети мои, растила я вас. Может, вырвусь из чащи?
- По оврагу, к реке, схоронюсь в камышах. Близко лай гончих слышу.
- Иду по флажкам, не могу поднырнуть. Волчий зов крови сильнее.
- Боль… Жар… Не дойду, не сумею».
- Свежее утро, рассвет. Птицы песни поют. Пять волчат вышли на свет.
- Ждут и уже не увидят.
- «Мы по следу пойдем и найдем свою мать».
- По-другому Волк не умеет.
Дарья Панова, 17 лет (Москва). Гран-при в номинации «Поэзия на русском языке. От 14 до 17 лет»
- Покидая этаж, Одиссей говорил домочадцам:
- «Поливайте цветы, чтобы знал я, куда возвращаться».
- Перед тем, как уйти да вразвалочку в строфы Гомера,
- превратиться в кусочек строки, единицу размера,
- он тогда говорил: «Мы пожнём то, что ныне посеем,
- мне скитаться по всем переводам, по всем одиссеям,
- я прошу об одном небольшом, незаметном обряде:
- поливайте цветы без меня, иногда удобряйте».
- Он сказал: «Всё, что будет со мной, я заранее принял,
- но не вынесу гибели наших гераней и примул,
- до того, как вернусь я, заботьтесь об этой рассаде,
- не бросайте её, не бросайте меня, не бросайте,
- чтобы том переплыв, пробежав его слева направо,
- я легко возвратился туда, где стоит величаво
- в центре сквера белёсая дева со странной лопатой
- и цветы вырастают живыми меж гипсовых статуй».
Александра Ханукаева, 16 лет (Санкт-Петербург). Диплом памяти поэта Михаила Яснова
- Занимательная ботаника
- Я рисую кружки и крестики
- Вместо заданной арифметики.
- Собираю слова в букетики
- И делю на тычинки, пестики,
- Корни, листья, цветы и ягоды,
- На плохое и на хорошее,
- На привычное и несхожее,
- На свои и чужие тяготы,
- На полезное и прекрасное,
- На понятное и туманное,
- На обыденное и странное,
- Целомудренное и страстное.
- Занимательная ботаника,
- Замечательное занятие:
- На страницы сухие, смятые,
- С липким кругом от подстаканника,
- Распадающиеся, рваные,
- Растрепавшиеся у шва,
- Превращая молву в молчание,
- Я раскладываю слова.
Прочесть работы, вошедшие в лонг- и шорт-листы премии «Глаголица», можно на сайте.