САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Сериалы: смотреть или читать?

Евгения Некрасова, Шамиль Идиатуллин и Саша Степанова под присмотром главреда Bookmate Originals Полины Бояркиной рассказали на non/fictio№23, как писали свои книжные сериалы

Саша Степанова, Шамиль Идиатуллин, Евгения Некрасова и Полина Бояркина / Фото: Елизавета Портная
Саша Степанова, Шамиль Идиатуллин, Евгения Некрасова и Полина Бояркина / Фото: Елизавета Портная

Текст: Елизавета Портная

Книжный сериал – популярный за рубежом формат художественной прозы. По структуре он похож на своего телевизионного собрата: выходит по частям (например, раз в неделю) и может длиться несколько сезонов. Нынешнему читателю зачастую нужны динамичные истории, которые можно быстро «проглотить» за одну поездку на метро, и формат небольших серий, на чтение которых не уходит больше часа, идеально удовлетворяет эту потребность.

В России книжный сериал появился совсем недавно благодаря digital-издательству Bookmate Originals. Формат быстро набрал популярность, однако для многих читателей литературный сериал – это все еще что-то новое и непонятное. Чтобы окончательно расставить все точки над «i», Bookmate Originals в рамках non/fictio№23 провели презентацию, посвящённую своим сериалам.

Модератором встречи выступила Полина Бояркина – главный редактор Bookmate Originals. Она рассказала о предыстории формата: «Я бы хотела сказать несколько слов про традицию книжных сериалов, потому что для литературы эта история не совсем новая. Ещё в семнадцатом веке начали выходить длинные романы, которые публиковались по главам, а в девятнадцатом веке становится популярным жанр романа-фельетона, который придумали французские газетчики. Все эти истории публиковались по главам и имели скорее экономическую подоплёку: <...> книги долгое время оставались вещью для элиты, а покупать романы, опубликованные по главам в газетах, было гораздо дешевле. Для авторов тоже была некоторая экономическая выгода, потому что чем дольше твой текст выходит, тем больше ты получаешь за него денег. Поэтому тексты такого типа приобретали определённые жанровые черты: они должны были быть очень ориентированы на читателя, быть увлекательными, сюжетно книга должна была продолжаться как можно дольше».

В презентации также участвовали авторы популярных книжных сериалов. Первой о своём сериале «Кожа» и о том, чем работа над ним отличалась от работы над романом, высказалась Евгения Некрасова: «У меня очень странная была история, потому что мне казалось, что я примерно представляю себе, что делать. Я никогда не писала кинематографических сериалов, но я писала сценарии, потому что я сценаристка по образованию, и для начала предложила на выбор Букмейту несколько концепций, написала поэпизодник... А потом началось. Букмейт выбрали самую сложную концепцию – историческую. Самую сложную, потому что я не пишу исторических текстов никогда вообще. Мне нужно было выбрать язык, которым писать этот текст, потому что я не хотела писать обычный исторический роман. Очень много было разных проблем: не только технических, но и этических. <...> Это был прекрасный опыт, но я бы не хотела его повторить». Между тем сериал «Кожа» стал одним из самых популярных в России и даже вошёл в шорт-лист премии «Нос».

Шамиль Идиатуллин, лауреат премии «Большая книга», совместно с Bookmate Originals выпустил фантастический сериал «Возвращение Пионера». Интересно, что Идиатуллин сдал текст гораздо раньше срока. На презентации писатель подробнее рассказал, как так получилось: «Меня уговаривали больше полугода, по-моему. Я отбивался сначала руками, потом ногами, потом оставшимися частями и пошёл на это с большим опасением. Я не люблю работать под заказ. Я и так журналист, и так в газете формату подчиняюсь. <...> К тому же формат [сериала] изначально предусматривал почастевую редактуру и согласование. Вы мне будете говорить, что писать что ли? Когда меня всё-таки уломали, я подумал, что для них подойдут кинозаявки, которые я до этого придумывал для киношников. Фантастика нужна? Выбирайте! Вот вам двенадцать штук. В итоге коварный Букмейт выбрал самую непрописанную заявку. Плюс тут был фактор попаданцев. Попаданцы – это омерзительная история. <...> Я подумал, что это получается такой челлендж, от которого отвернуться как-то не по-пацански. Я не хотел публиковать то, что мне не нравится, <...> ну и психанул так, что мне заказывали пять авторских листов, а я чуть опередил сроки и написал больше десяти. Мне показалось, что это была очень важная история. Мне показалось интересным взять всё, до чего дотянулись шаловливые ручки, вывернуть наизнанку и посмотреть на это [так], как на это никто не смотрел».

Далее высказалась создательница остросоциального книжного сериала «Не говори маме» Саша Степанова: «Мне хочется пошутить. Потому что мои романы выходили в издательстве АСТ, и работали над ними ровно ноль целых пять десятых литературных редакторов. А здесь над моим романом работали три литературных редактора, и это было суперстранно. Что делать? Как всем угодить? Кого слушать? Кого не слушать? На самом деле у этого текста достаточно продолжительная история. Он начинался с рассказа, потом он стал повестью, потом романом, который уже и взяли Букмейт. <...> У меня просто был готовый текст, и я не знала, что с ним делать, потому что тема достаточно специфичная: это насилие над бездомными, это самоощущение человека, чей близкий оказался не тем, кем казался. <...> Мне повезло, я познакомилась с Полиной, она узнала про этот текст, и как-то у нас всё это срослось».

К слову, книжные сериалы можно не только читать, но и слушать. Причём качество озвучки и саундтреков не уступает телевизионному. Так что выбирайте, как говорится, на свой вкус: смотреть или читать.