Текст: Михаил Визель
Фото: Basmania.ru, Алан Воуба (Москультпрог) с предварительных прогонов историодрамы
Жанр "site specified performance" (зрелище, определяемое местом) в России слабо распространен ввиду явной нехватки исторических мест, в которых можно было бы разыграть шекспировские, мольеровские или античные пьесы. Достаточно сравнить с Тосканой, полной ренессансных вилл, в которые "Сон в летнюю ночь" вписывается как влитой. Но старинный Лефортовский парк, раскинувшийся между Яузой, напротив Лефортовского дворца, и грандиозным Екатерининским дворцом, - одно из таких мест. Несмотря на отгрызенный в советское время для воинской части изрядный кусок, бывший Анненгоф со своими прямыми и изогнутыми дорожками, перепадами высот и сохранившейся сложной системой прудов и плотин до сих пор несет отпечаток "русской Версали" - какой, собственно, она и была задумана последним московским царем - прежде чем он стал первым петербургским императором.
Об этом дуализме и решили напомнить по случаю 350-летия Петра I специалист по топонимике, энтузиаст велосипедных экскурсий Сергей Никитин(-Римский) со своей группы "Москультпрог". По заказу созданного Анной Берниковой музея Басманного района, который заручился поддержкой Фонда Потанина, они придумали и реализовали "историодраму" "Гидроцарь" - оммаж и размышление о судьбе Петра I, облаченную в форму неспешной полуторачасовой прогулки по очаровательному тенистому парку, с элементами культурно-массового мероприятия.
Менее казенным языком говоря, Сергей Никитин исходил из того, что для Петра водная стихия несла чрезвычайное значение. Недаром же он затеял изнурительную Северную войну для того, чтобы "ногою твердой стать у моря". Не говоря уж про едва ли реализуемые в то время прожекты соединить Черное море с Балтийским (см. повесть Платонова "Епифанские шлюзы") и про то, что Петр сам, своими руками построил не дворец, не телескоп, а именно военный корабль.
Исходя из этого, Сергей Никитин написал сценарий в белых стихах, в котором символически связал основные жизненные вехи Петра с разными "локусами" старинного парка - от эстрады, символизировавшей его рождение, до большого пруда, представшего воронежской верфью, и даже глухого забора военной части, отсекающего дворец от каскада прудов - что символизировало ограниченность революционных на вид петровских реформ.
При этом всем участникам были розданы "роли" - то есть листочки с текстами за авторством разных исторических и современных личностей, от самого основателя парка, голландского врача (создателя госпиталя Бурденко, между прочим) Бидлоо и голландского же судового плотника Брандта, дававшего юному Петру первые уроки кораблевождения ("Он мне сказал, что он [ботик] ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело", - вспоминал впоследствии сам Пётр), до историка Павленко, писателя Акунина и даже самого Сергея Никитина. И задачей экскурсантов было не только выразительно зачитать этот листочек в том или ином месте прогулки, но и по мере сил и желания "соответствовать" образу на протяжении всего пути, отвечая на реплики ведущего-экскурсовода - выпускника Щепкинского театрального института Павла Суханова от имени своего героя. Что доставляло всем много удовольствия. Например, когда ведущий предложил участникам "делать взносы" в казну, находящуюся в руках Александра Даниловича Меншикова, на постройку флота, ваш корреспондент, бывший как раз в образе Бидлоо, не имея ни копейки наличных денег, имел зато возможность скорбно и со значением покачать головой - давно, мол, нам ведомо, сколь дыряв мешок в руках Александра Данилыча...
Зато "Брандт", воплотившийся в нашем случае в задорную даму зрелых лет (что отчасти соответствовало исторической правде - Карштену Брандту при знакомстве с Петром было под шестьдесят), с удовольствием показывал(а) собравшимся, как делать бумажные кораблики, - которые тут же подписали историческими именами, от "Трех бутылок" до "Журавля стерегущего". И такой "сольный номер" оказался почти у каждого.
Закончилась "историодрама", как и положено, скромной "ассамблеей" на берегу пруда. Но поскольку, как справедливо заметил еще Булгаков, "плотник саардамский совершенно бессмертен", желающие могут в прямом смысле слова прогуляться в истории на протяжении всего лета: запись на "Гидроцаря" — на сайте Москультпрога. А нам остается только заметить: ничего странного, что такой новаторский, непривычный нам пока что вид европейской "докудрамы" реализовался именно здесь, в Немецкой слободе. Где же еще.